Бондаж.ру. Материалы о бондаже, доминировании, подчинении, садизме, мазохизме и фетишизме. Статьи по теории и практике БДСМ, библиотека, галереи, юмор, ссылки, форумы, открытки, обои и игры он-лайн
Главная
Теория
Практика
Атрибутика
Медицина
Литература
Публицистика
Право
Галерея
Кино
Музыка
Мода и дизайн
Развлечения
Обои
О сайте

Что такое "нормальная любовь" и каковы отклонения?

    В прессе и по телевидению столько говорят о сексуальных извращениях, что возникает вопрос: а бывает ли на свете нормальная любовь?
    Конечно бывает! Ведь что имеется в виду? Биологический смысл любви - продолжение рода. Что желательно для продолжения рода? Невинность и плодовитость невесты (чтобы не болела венерическими заболеваниями и не помышляла о других мужчинах), а также сила и плодовитость жениха (крепкое телосложение и способность обеспечить средства к существованию). Это просто. Значит, между подобными людьми может существовать так называемая нормальная любовь. Если нормальность любви понимать в чисто биологическом смысле.
    Это и есть та эротика, которая считается (точнее, еще недавно считалась) нормальной. Однако в современной городской культуре эти эталоны зачастую уже совершенно не действуют, точнее, они перестали быть нивелиром. Поэтому нам и надо попытаться понять, нужны ли вообще эталоны в таком сложном и необыкновенном феномене, как любовь.
    Традиционная гетеросексуальная любовь имеет своей "официальной и высшей" целью продолжение рода. Чувственное наслаждение являетс вторичным. Идеал тут выражался во фразе "они прожили вместе долго и умерли в один день". Естественно, с возрастом и нарастанием привычности эротические чувства "в норме" слабеют, но в целом именно этот вариант выглядел идеалом любви в викторианскую эпоху (условно назовем так период примерно с конца XVIII века до начала XX века, хотя королева Виктория правила Британией значительно меньший отрезок времени).
    Так называемая нормальная эротика - это всего лишь узкий бордюр между примитивными половыми отношениями и психологически сложным взаимодействием людей, имеющим целью реализацию внутренних эмоциональных, чувственных устремлений. Можно сказать, что нормальна любовь может существовать при не очень сильных эротических чувствах. Развитые, мощные эротические влечения неприменно выходят в какой-то части за грань того, что в обществе считается нормой. А границы задаются зачастую Элитой общества, которая сама не имеет ни малейшего намерения следовать самолично установленным правилам - точно так же, как семейство Борджиа, имевшее в своем составе Папу Римского, жило в свальном и кровосмесительном грехе.
    Викторианская мораль с ее жесткими стандартами неизбежно унижала женщину, поскольку половые отношения считались чем-то постыдным, отчего ими надо было "заниматься" в строго отведенных местах и строго оговоренным способом. Женщина оказывалась, по сути, источником "греховного" поведения и была вытеснена на окраину духоной жизни, оставаясь лишь предметом для наслаждения мужчины. Стендаль справедливо отмечал, что женщина не проявляет своего ума, а живет лишь эмоциями, потому что в современном обществе (речь идет о XIX веке, "викторианском периоде) интеллект ей не нужен для самореализации; соревноватьс с помощью своего интеллекта разрешено лишь мужчинам. Биолог-дарвинист мог бы прокомментировать, что естественный отбор по интеллекту происходил практически исключительно среди мужчин.
    В своем знаменитом в начале нашего века труде "Пол и характер" (1903) австрийский философ и писатель Отто Вейнингер откровенно рассматривал женщину как существо вторичное по отношению к мужчине, своего рода сексуальный паразит... Немудрено, что в тогдашнем обществе книга имела колоссальный эффект, а автору даже присвоили за нее звание доктора философии. Впрочем, вскоре после этого молодой автор покончил с собой, что уже не является хорошей рекламой его книги...
    В разных европейских странах этот "ханжеский" период продолжалс различное время и протекал по-разному, а в России он заканчивается на наших глазах. Достаточно вспомнить хотя бы последствия нескольких широкомасштабных скандалов с прокурорами и министрами, которых изобличали в связях с покупными девушками. В обществе вовсе не наблюдалось гневного осуждения, как могло бы быть еще лет двадцать-тридцать назад.
    Заметим, что точно так же скандал вокруг президента США со знаменитой стажеркой Белого дома кончился ничем. Клинтон остался на своем месте, а Левински станет миллионершей после опубликования своей "исповеди" об интрижке с самым могущественным политиком мира. Значит, некогда стыдливо-пуританское американское общество также не воспринимает более запрет на "нестандартный" секс.
    Думается, такой парадокс коренится в самом идеологическом стержне протестантизма, который был глубоко воспринят еще первыми американскими поселенцами. Главная цель жизни - собирать блага земные честным путем. Но здесь на первом месте стоит слово "собирать", а не "честным". Американцы видят, грубо говоря, что при Клинтоне экономика развиваетс нормально, у них есть работа и деньги, а если какая-то девица решила сделать себе карьеру через оральный секс с президентом, то и ладно. Это их личный бизнес. Главное - чтобы не мешали нашему бизнесу.
    Сдругой стороны, играет роль и огромное влияние на сознание американцев средств массовой информации. По этой причине, если в "захолустном" среднезападном штате девушка и в наши дни может испытывать неприятности в местном сообществе из-за своей внебрачной беременности, то дл мультимедийных богинь типа Мадонны любая беременности (брачная, внебрачная или хоть методом искусственного оплодотворения) являетс прежде всего способом раздуть дополнительный интерес к себе и вызывает у публики полный восторг.
    В российском обществе взгляд на любовь тоже переживает стремительные перемены. Поскольку предложения сексуальных услуг за деньги стали повсеместными и совершенно откровенными, то массовая цена на них стремительно падает (как и их качество, следует отметить дл аккуратности). Цена любовной привязанности являет собой все меньшую и меньшую величину, даже не в смысле денег, а как общественный инструмент. Любовь точно так же принадлежит рыночным отношениям, как и все остальное. И так было, наверно, всегда, в большей или меньшей степени.
    Но сегодня люди слышат все больше незнакомых названий, обозначающих все новые и новые формы эротики, совершенно непонятные и потому отталкивающие. Неизвестное всегда страшит. Но на деле не всегда эти "неправильности" так уж опасны. В конечном счете, шоу трансвеститов - зрелище хоть и несколько экзотическое, но значительно более безобидное, чем соревнования по кикбоксингу.
    Видимо, нынешнее развитие и расширение "номенклатуры" отклонений эротического чувства в обществе можно связать с двумя факторами. Первый - это индивидуальные варианты развития личности, которая может испытывать неординарные эротические влечения по внутренним психологическим причинам (из-за детских ощущений, внезапных пристрастий, стремления к получению денег за секс и т.д.), независимо от общественных установлений. Второй - это отношение самого общества к сексу, сексуальным перверсиям, властные ограничения и общественные мифы. Из взаимодействи этих факторов, по мнению современного французского философа Мишел Фуко, и вырастает феномен "отклонений любви" (заметим, что сам Фуко был гомосексуалистом, причем никогда не скрывал этого).

    Среди изученных на сегодняшний день основных эротических отклонений наиболее часто встречаются перечисленные ниже.
    Гомосексуализм. По оценкам американских сексологов, примерно 10% всех мужчин имеют гомосексуальные наклонности, хотя не все их практикуют в жизни. Тем не менее в крупных городах США (Нью-Йорк, Лос-Анжелес) количество "реально действующих" гомосексуалов составляет примерно 1-=12% от всех половозрелых мужчин. Среди них, конечно, немалую долю составляют бисексуалы, то есть вступающие в половые связи и с мужчинами, и с женщинами.
    Лесбиянство. Распространено в меньшей степени, прежде всего потому, что женщины обычно имеют меньше возможностей для проявлени такого нестандартного эротическиго поведения, и следовательно, многие женщины, имеющие внутреннюю склонность к лесбейской люви, никогда не проявляют ее в жизни. Практически исключительными сферами жизни, где встречается лесбийская любовь, можно считать творческую и околотворческую богему и женские тюрьмы. В первом случае женщины имеют достаточно свободы для проявления своих необычных склонностей, а во втором, наоборот, вся их свобода сводится в основном к такой форме любви. Пассивные лесбиянки (то есть, играющие преимущественно подчиненную "женскую" роль в половых контактах с партнершей) в действительности часто оказываются бисексуальными, то есть примерно одинаково склонны вступать в половые отношения с мужчинами и с женщинами. Лесбиянки и бисексуалки составляют 1-3% от общего числа половозрелых женщин в популяциях крупных европейских или американских городов.
    Садизм и мазохизм. Это довольно сложная группа извращений эротического чувства, и многие сексологи считают, что здесь имеетс не две, а как минимум четыре формы. Среди них: собственно садизм (наслаждение от причинения физической боли), собственно мазохизм (наслаждение от доставляемой партнером физической боли), доминирование (наслаждение от доставляемого унижения) и подчинение (наслаждение от собственного унижения). Кроме того, эти формы часто сочетаются в одном индивидууме. Поэтому в литературе эта группа часто обозначаетс термином BDSM, который представляет собой аббревиатуру английских слов bondage (подчинение), dominance (доминирование), sadism (садизм), masochism (мазохизм). В той или иной форме комплекс BDSM присущ многим людям (2-5% от числа всего половозрелого населения). Взаимодействия между различными формами BDSM будут рассмотрены в соответсвующей главе.
    Фетишизм. Эротические ощущения от вида различных предметов тоже испытывают многие люди, но в очень редких случаях это можно рассматривать извращение в форме фетишизма. Как правило, фетишисты - мужчины. Здесь не всегда легко провести грань между нормой и отклонением. Можно считать фетишистом, например, мужчину, который любит ласкать и надевать на себя женское белье, испытывая при этом половое возбуждение, но не того, кому просто нравится рассматривать лежащие на кресле колготки любимой женщины или, к примеру, красивое платье.
    Вуайеризм. Навязчивая склонность к наблюдению за половыми отношениями других людей или за людьми противоположного пола в эротически-соблазнительном виде (при переодевании и т.п.) - присуща в явном виде подростковой психологии, но сохраняется порой и у взрослого человека. Поэтому черту между нормой и извращением здесь провести также довольно трудно, и количество вуайеристов практически невозможно установить. Наверно, образцовым вуайеристом следует считать парня из рекламного телеролика, который наблюдает с крыши дома в мощный полевой бинокль за раздевающейся девушкой в далеком окне.
    Эксгибиционизм. Мало кто испытывает эротические ощущени только от того, что предстает перед людьми противоположного пола в голом виде. Однако многие женщины не прочь показаться перед мужчиной (или мужчинами) "в костюме Евы" - для дополнительного стимулирования возбуждения. Многие стриптизерки являютс эксгибиционистками, что очень помогает им в профессиональной деятельности, но в своей крайней форме (когда возбуждение возможно лишь при публичном раздевании или демонстрации половых органов) эксгибиционизм встречается редко и в основном, увы, связан с психологической агрессией, хотя сами эксгибиционисты, как правило, по жизни люди тихие и даже слегка заторможенные. Активные эксгибиционисты - чаще всего мужчины - предпочитают демонстрировать себя в обнаженном виде либо перед молоденькими девушками, либо перед детьми (обоих полов) и тем самым наносят немалую эмоциональную травму своим жертвам. Однако в современном языке слово "эксгибиционизм" приобрело переносный смысл и зачастую обозначает склонность к публичному обнажению души. А такие люди встречаются сплошь и рядом и среди мужчин, и среди женщин.
    Трансвестизм. Наслаждение от переодевания в одежду противоположного пола испытывают как мужчины, так и женщины. Однако следует отличать трансвестизм от транссексуализма (транссексуализм - стремление к физической перемене пола, такое психическое извращение встречается у мужчин и женщин примерно с равной частотой). При этом трансвестизм в наше время зачастую является зачаточной формой транссексуализма, когда человек отождествляет себя с противоположным полом, но не всецело, а лишь в какой-то части своих сексуальных фантазий. Что касается транссексуализма, то его вряд ли можно отнести к чисто эротическим перверсиям - в данном случае, как правило, имеютс очевидные тяжелые нарушения психики... раз уж их приходится лечить хирургическим путем! В любом случае, общее число трансвеститов не превышает десятых долей процента, а транссексуализм в современном обществе наблюдается еще реже.
    Педофилия. Эротическое влечение к детям может иметь как гомосексуальный, так и гетеросексуальный характер. У женщин педофили встречается заметно реже, чем у мужчин, и обычно выражается во влечении к половозрелым юношам. У мужчин же педофилия часто выражается в пристрастии к девочкам и мальчикам препубертатного (недо-половозрелого) возраста, т.е. 10-13 лет (а иногда - и меньше). Видимо, именно это и следует считать истинной педофилией. Хотя примерно у 15% юношей в возрасте 17-18% лет также встречаются педофилические наклонности, но у большинства из них эти отклонения с годами проходят.
    Фроттеуризм. Сексуальное расстройство у мужчин, выражаюетс в необходимости прикосновения половым членом к ягодицам или другим частям тела одетой женщины - для достижения оргазма. Повторяющиес интенсивные сексуальные побуждения, а также фантазии вызывают сексуальную активацию, включая прикосновения и потирания полового члена об одетое женское тело. Прикосновения при этом не носит характера насилия, а служит только средство сексуальной активации. Фроттеуризм обычно проявляется в заполненных людьми общественных местах, например, в магазинах, в транспорте и т.п. Мужчина, страдающий фроттеуризмом, обычно пассивен и уязвим, и такой способ часто является для него единственным источником сексуального удовлетворения. Хотя о частоте такого отклонения трудно судить (нет достоверной статистики), но почти каждая городская женщина когда-нибудь в жизни сталкивалась с мужчинами-фроттеуристами в общественных местах... Надо полагать, таким расстройством страдает менее чем один из ста мужчин.
    Урофилия. Имеется в виду так называемый "золотой дождь", то есть получение сексуального удовольствия от того, что один партнер (как правило, женщина) мочится на другого либо просто в его присутствии. Это отклонение встречается крайне редко и связано, вероятно, с достаточно серьезными психологическими нарушениями.
    Нарциссизм. Название этого извращения происходит от имени мифологического героя Нарцисса, который был наказан богами за своенравие и влюбился в "недосягаемое" собственное отражение в воде. Как и в случае с эксгибиционизмом, тут трудно провести грань между конкретным извращением эротического чувства и "общеупотребительное" психологической характеристикой. "Нарциссом" называют самовлюбленного человека, подчеркивая этим не его эротические пристрастия, а моральные качества.
    Нимфомания. Весьма расплывчатый термин, обозначающий всего лишь повышенный и навязчивый интерес женщины к половым отношениям. Так же, как и фетишизм, этот термин не может быть точно определен в рамках бытовой психологии, поскольку множество женщин испытывают такой интерес, но не проявляют его открыто. Крайние формы нимфомании, тем не менее, являются предметом изучения для психологов, сексологов и психиатров.
    Зоофилия. Эротическое влечение к животным проявляется у людей довольно редко, его распространенность в обществе не превышает 1%, то есть практически может считаться ничтожной. Как правило, это извращение связано с дефектом психики и, по мнению психиатров, не может быть расценено как чисто половое отклонение. В качестве объектов эротического чувства у зоофилов могут выступать собаки, кошки, козы, свиньи, ослы, овцы, обезъяны ил другие неагрессивные млекопитающие средних размеров (случаи эротического влечения к носорогу или тигру не отмечены).
    Некрофилия. Также довольно тяжелая форма вексуального извращения, практически всегда связана с психическими заболеваниями. Некрофили чаще всего развивается как побочный продукт патологической ненависти к людям или мстительности за неудачи в нормальном сексе, и т. п. Э. Фромм считал некрофилию проявлением страсти к разрушению. Некрофилия в узком смысле слова фиксируется всего у нескольких человек на миллион. Хот многие случаи остаются неучтенными, в частности, пристрасти работников моргов...
    Большинство перечисленных нарушений возникают впервые в возрасте до 18 лет. Люди, страдающие этими отклонениями (парафилиями), частно имеют до 5 различных видов отклонений влечения либо одновременно, либо в разные периоды времени в течении жизни. Это особенно характерно дл эксгибиционизма, фетишизма, мазохизма, садизма, трансвестического фетишизма, вуайеризма и зоофилии. Проявление эротических перверсий достигает максимума в возрасте от 15 до 25 лет, а затем постепенно понижается; у мужчин в возрасте 50 лет и старше парафилические действи наблюдаются редко, за исключением тех, которые появляются в одиночестве или в компании с "единомышленником" по сексу (Г. Каплан. "Сексуальные расстройства").
    Помимо основных групп отклонений сексуального поведения, которые выделяются психиатрами, существует и множество других, менее заметных и не столь явно выраженных типов эротического поведения, которые тем не менее, могут оказать на жизнь человека и его близких огромное влияние.
    Перечислим некоторые из них, встречающиеся в соответствующих вариациях у мужчин и у женщин.
    Комплекс кастрации. Характерен для женщин, любящих властное подчинение себе окружающих, особенно мужчин, и имеющих мужские черты в психике. Женщины этого типа частно склонны к мужскому стилю жизни. По отношению к мужчинам часто проявляют пренебрежение, склонны к высмеиванию и подтруниванию над ними. В сексе проявляют повышенные требования, так что партнер практически никогда не может их удовлетворить. Считается, что подсознательно женщины этого типа считают себя мужчинами, лишенными полового члена, и испытывают мстительное желание кастрации окружающих их мужчин.
    Комплекс Дон Кихота. В определенном смысле является мужским воплощением "Алисы в стране чудес". По отношению к женщине мужчина испытывает иллюхорные ожидания и желания, идеализирует ее, говорит о женщине с трепетом и обожанием. В то же время, как правило, такой человек не способен понять реальные проблемы и сложности жизни современной женщины, поэтому его имеет смысл воспринимать серьезно только хорошо обеспеченным женщинам, без особых материальных проблем, которые при этом испытывают тоску по "душевному общению" и готовы проявить к мужчине некую "материнскую ласку".
    Комплекс Эдипа. Австрийский психолог Фрейд при описании этого типа поведения имел в виду, что всякий мужчина в детстве переживает страх от сознания соития с матерью, которого желает. Современные исследования опровергли этот тезис. Эдипов комплекс не у всех мужчин проявляется, и не всегда с его помощью можно объяснить странные (в сексуальном поведении) поступки человека.
    Комплекс Мадонны и Блудницы. Имеется в виду, конечно , не эстрадная звезда Мадонна... Выражается в противоречивых оценках, которые мужчина дает женщинам. С одной стороны, подчеркивается их женственность, верность, добродетельность, преданность. С другой - ценится чувственная, игривая, легкая, доступная натура. Одна "модель" достояна духовной любви, ее выбирают в жены, а к другой испытывают вожделение, с ней чаще связывают реализацию сексуальных потребностей. Нередко мужчины с таким комплексом делят женщин строго на две категории - женщины-жены и женщины-любовницы. С одной можно создавать семью и общее хозяйство, а с другой - только развлекаться. Такой комплекс существует у большинства мужчин, однако очень редко он основывается на жизненных реалиях. Если бы те же самые мужчины попробовали сделать "то же самое" с женой (что они делают с проституткой), их брак, возможно, имел бы успех. Но в том-то и дело, что они не могут - эти мужчины строго делят женщин на две категории. Им нужен брак в традиционном понимании и в то же время необходим выход в индивидуальный сексуальный "космос", где "все дозволено".
    Паника закрывающихся дверей. ПОявляется этот комплекс обычно у женщин после сорока лет и выражается в возрастном страхе перед утратой женской привлекательности. Женщина изо всех сил стремитс выглядеть моложе, чтобы сохранить былую сексапильность. Этот комплекс является абсолютизацией чисто внешней женской привлекательности, когда значение собственной внешности болезненно возрастает и, в противовес, резко недооценивается значение личностных сторон сексуальной привлекательности.
    Комплекс Золушки. Отражает склонность женщины к пассивной жизненной позиции, ее ожидание "принца из сказки", который приведет ее в волшебный дворец, где все так красиво и комфортно. Вообще-то, мечты о необыкновенном красавце-мужчине типичны, главным образом, для девочек и молодых девушек, но у некоторых женщин они сохраняются в течении почти всей жизни.
    Донжуанизм. Усиленное ухаживание за любой "подвернувшейся" женщиной. Такое поведение мужчин преследует цель "завоевать" и обладать женщинами только ради поддержания собственного сексуального "рейтинга" в собственных же глазах (или, реже, в глазах других мужчин). Увеличение количества любовных связей служит как бы укреплению собственной мужской ценности. Женщина воспринимается как объект игры или "охоты", и она сразу же после завоевания становится неинтересной. В основе этого комплекса лежит страх перед женщиной, отчужденность от ее психического мира и неумение налаживать с людьми отношения.
    Комплекс Отелло. Названный по имени известного шекспировского героя, этот комплекс состоит в патологической ревности к своей партнерше. Ревность возникает часто под влиянием алкоголя или психотропных средств (наркотики, нейро- и психотропные препараты). Характерно, что этот комплекс в равной мере может присутствовать у мужчин всех социальных слоев и групп. Тракторист и ученый, слесарь и художник способны в состоянии алкогольного опьянения испытать сильные, практически ни чем не мотивированные приступы ревности. Этот косплекс - проявление застарелого подросткогого страха перед женщиной, страха быть осмеянным, потерять собственное достоинство.
    Комплекс Тристана и Изольды. В этом комплексе соединяютс стремление к романтичной эротике и беспокойство, связанное с чувством вины за сексуальные отношения. Люди, которые не одобряют по религиозным или иным причинам добрачные половые связи, нарушив этот запрет испытывают противоречивые чувства - сексуального удовольствия и вины. Но, как ни странно, когда брак заключен и сожительство становится "законным", отсутствие чувства вины снимает психологическое напряжение, и половые отношения становятся скучными и непривлекательными. Как говорится, сладок лишь "запретный плод".

©Роберт Оганян. Из книги "Темная сторона любви". Материал из "Tris`s Archives"