Бондаж.ру. Материалы о бондаже, доминировании, подчинении, садизме, мазохизме и фетишизме. Статьи по теории и практике БДСМ, библиотека, галереи, юмор, ссылки, форумы, открытки, обои и игры он-лайн
Главная
Теория
Практика
Атрибутика
Медицина
Литература
Публицистика
Право
Галерея
Кино
Музыка
Мода и дизайн
Развлечения
Обои
О сайте

Феноменология сексуальных девиаций (Отрывки).

   Садизм

   Девиация, при которой сексуальное удовлетворение достигается при жестоком обращении с партнером, его унижении, причинении ему боли, а в некоторых случаях даже умерщвлении жертвы. Имеется точка зрения, что садизм является патологическим вариантом гипермаскулинного поведения (Б. Л. Гульман, 1994).

   Садистские наклонности чаще отмечаются у лиц с воз-будимой, шизоидной психопатией, различными уровня-ми олигофрении или страдающих органическим пораже-нием головного мозга. Психосексуальное развитие таких лиц чаще преждевременное, у половины из них отмеча-ются асинхронии полового развития.

   Сексуальное поведение у садистов мотивировано аг-рессивным импульсом.

   Социальный уровень личности нарушен вследствие антисоциального мировоззрения, низкого культурного уровня личности, отсутствия морально-этических уста-новок.

   Психологический уровень также нарушен вследствие наличия типичных для садистов черт характера (возбу-димости, агрессивности, злобности, эгоцентричности).

   Термин восходит к имени известного маркиза де Сада, жившего во Франции в XVIII веке. Этот дворянин, имев-ший родовой замок в Провансе, писал романы, с помо-щью которых намеревался реформировать общественное сознание. Дело в том, что после периода вседозволенности в сфере секса во Франции Людовика XIV пришедший к власти в 1775 году король Людовик XVI стал сурово бо-роться за семейную нравственность и строгость нравов в обществе. Теща маркиза де Сада написала на него донос королю, обвинив де Сада в разврате. Его заключили в Ба-стилию, где он написал роман "Жюстин", в котором по-пытался описать все виды сексуальных отклонений. Пос-ле отбытия срока заключения де Сад вскоре вновь попал в тюрьму, и вновь по инициативе тещи. Второй раз он ос-вободился уже в период Французской революции (1792). Маркиз, воодушевленный революционными идеями, пи-сал и ставил пьесы в которых пытался опровергнуть само понятие морали ("Человек может делать все, что он хочет"), и опять попал в тюрьму - на этот раз по полити-ческим соображениям. В общей сложности маркиз де Сад провел в заточении 27 лет. В конце жизни его поместили в психиатрическую лечебницу, где он продолжал писать книги и ставить пьесы с душевнобольными.

   Чаще всего садизм проявляется в создании такой ситу-ации, когда один сексуальный партнер полностью беспо-мощен и подчинен другому, пребывает в страхе. Садизм выражается в потребности полного господства одного че-ловека над другим, овладения им и подчинения в такой степени, что можно его подвергать унижениям и издева-тельствам, причинять ему боль. Проявления садизма в его широком понимании тесно связаны с понятием агрессив-ности - явления, широко распространенного в любом че-ловеческом сообществе. Удовлетворение скрытых са-дистских тенденций можно видеть даже в таких, казалось бы, социально безобидных формах, как некоторые виды спорта или зрелищ (бокс, борьба, коррида, кинобоевики и фильмы на военную тематику и т. п.).

   В истории массовыми проявлениями садизма можно считать бои гладиаторов, военные кампании, публичные казни, инквизицию. Эти же тенденции нашли свое выра-жение в некоторых религиозных обрядах и ритуалах, пре-дусматривавших человеческие жертвоприношения.

   Психоаналитики рассматривают садистские наклон-ности как активную форму садомазохизма, характерную для мужчин. Мазохистские склонности, основной чертой которых является пассивность, они считают свойственными женщинам. Понятие "активность" в данном случае вклю-чает в себя все то, что побуждает к деятельности для дос-тижения цели; в то же время пассивность рассматривается как достижение цели посредством терпения и ожидания. Однако совершенно неправильно делать вывод о том, что садизм наблюдается чаще у мужчин, а мазохизм - у жен-щин. Интересно, что на самом деле обе эти наклонности чаще встречаются у мужчин, чем у женщин. Достаточно часто садистские тенденции проявляются только в фанта-зиях человека, сопровождающих сексуальный контакт и обеспечивающих сексуальное возбуждение. Понятно, что об этом не догадывается даже его партнер.

   Крайним проявлением садизма является убийство с целью получения сладострастных переживаний. Факти-чески убийство является апофеозом беспредельной вла-сти над другим человеком, что обеспечивает садисту выс-шую степень возбуждения и наслаждения. Зачастую соб-ственно полового акта с жертвой не происходит, создается лишь имитация коитуса, при котором разрываются есте-ственные отверстия тела либо разрезается горло, вспары-ваются грудь, живот, половые органы. Вспомним Чикатило, который приставлял нож к своему лобку и втыкал его в жертву, имитируя фрикционные движения полово-го акта.

   Обычно убийства, совершенные садистами, разделя-ют на две группы: первая характеризуется запланированностью, тщательным продумыванием всех деталей пре-ступления. Такие убийства имеют для убийцы значение определенного ритуала.

   Преступления второй группы наиболее распространены и характеризуются внезапностью случившегося и для са-мого садиста. Убийство является результатов мгновенной эмоциональной вспышки, неконтролируемой агрессии. Никакой подготовки и планирования в этих случаях не про-водится.

   Среди немалообразных сексуальных действий, в осно-ве которых лежат садистские наклонности, можно рас-смотреть следующие:
- сексуальный вампиризм, то есть сочетание садиз-ма с фетишизмом (см. ниже), при котором роль фетиша играет кровь сексуального партнера. В таком случае сек-суальное наслаждение доставляют царапание, укусы, а также - вид или вкус крови партнера. В своих крайних проявлениях сексуальный вампиризм может приобретать форму убийства партнера, расчленения его тела, вплоть до питья крови и поедания плоти с целью получения мак-симального сексуального наслаждения;
- флагелляция (флагелломания, диппольдизм) так-же является разновидностью садизма, которая проявля-ется в самобичевании, нанесении себе ударов, ран, уве-чий с целью получения сексуального наслаждения. Бичующий часто наносит удары и себе, и партнеру. Би-чевание в рамках воспитательных действий называется диппольдизмом, по имени учителя Диппольда, который применял столь жестокое избиение своих учеников, что забил одного из них до смерти. При этом он бичевал и себя, получая сексуальное удовлетворение;
- салиромания, являющаяся разновидностью садиз-ма в сочетании с фетишизмом, когда сексуальное воз-буждение и удовлетворение достигаются при мараний партнера грязью, мочой, калом. Явное отрицание совре-менной культурой таких действий, чувство омерзения и гадливости со стороны партнера часто являются осо-бым возбуждающим стимулом для садиста.

   Мазохизм

   Иначе - алголагния, пассивизм, алгофилия. Противо-положен садизму, но оба эти состояния являются взаи-модополняющими. Мазохизм характеризуется достиже-нием сексуального наслаждения в ситуациях, связанных с полной подчиненностью и покорностью. Мазохист ищет боли для наслаждения. Термин - производное от имени писателя Л. Захер-Мазоха, описавшего это явление в сво-их романах. Классическим примером проявления мазо-хизма является описание Ж.-Ж. Руссо в его "Исповеди" того величайшего наслаждения, которое он испытал, ког-да воспитательница секла его по обнаженным ягодицам.

   В XI веке в Европе возникла секта флагеллантов (са-мобичующихся), которая к XV веку получила весьма ши-рокое распространение в Италии, Германии, Франции и в ряде других стран. Секта проповедовала искупление грехов путем публичного самобичевания и крещения кро-вью. По средневековым городам передвигались толпы флагеллантов, наносящих себе удары кнутами, хлыста-ми и прутьями. В это же время в школах и в армии широ-ко распространились телесные наказания в виде порки, бичевания, сечения (в ходу были наказания розгами, шпицрутенами, палками). Такая ситуация способствовала появлению как сади-стов, так и мазохистов.

   Как и садизм, мазохистские наклонности могут про-являться в символической форме. "Валяться в ногах жен-щины-повелительницы, исполнять ее прихоти, умолять ее о прощении было для меня высшим наслаждением", - писал Ж.-Ж. Руссо. В парах, где мужчина подвержен ма-зохизму, чаще всего разыгрываются определенные сце-нарии поведения. Мазохисты предпочитают такие ситуации, когда женщина предстает в роли суровой и вла-стной госпожи, которой они рабски подчиняются. Такая женщина должна предварительно помучить партнера, прежде чем позволить ему получить сексуальное удов-летворение. Формы "мучительства" могут быть весьма немалообразны. Чаще всего они связаны с тем, что мазо-хист в своем воображении и реальном поведении испол-няет роль слуги, этот вариант мазохизма называется пажизмом. Известны мазохистские игры, где мужчина исполняет роль невольника (сервилизм). Он позволяет себя связать, покорно переносит унижения. Зачастую ма-зохисты играют роль собаки: на них надевают ошейник, им бросают пищу на пол и т. п.

   Мазохизм является гораздо менее социально опасным, чем садизм, поскольку мазохист никогда не нападает на других людей и не становится убийцей. Психоаналитики рассматривают мазохизм как своего рода садизм, направ-ленный на собственную личность. Это отвечает представ-лениям о том, что любая агрессия включает в себя садистический компонент, который имеет сексуальный харак-тер. Именно поэтому садизм и мазохизм, казалось бы, про-тивоположные понятия, чаще всего объединяют в единый комплекс-садомазохизм. Эти сексуальные девиации до-полняют друг друга. Они соотносятся друг с другом как негатив и позитив одной и той же фотографии. Наконец, обе эти тенденции могут наблюдаться у одного и того же человека и менять степень выраженности в зависимости от периода жизни, внешних обстоятельств и особеннос-тей поведения сексуального партнера. Возможно, что страдания в определенной мере способствуют интен-сивности эротической любви. Недаром Саади писал о том, что "любовь есть боль". Сильная влюбленность всегда сочетает желание безраздельно властвовать над возлюб-ленным партнером (садистская тенденция) и в то же вре-мя полностью принадлежать ему, раствориться в нем, удовлетворять любые его прихоти и желания (мазохистская тенденция).

   Обследуемый Б., 24 лет, направлен на сексологичес-кую экспертизу в связи с совершением тяжкого пре-ступления. Рос и развивался нормально, но с раннего детства по-мнит свою вспыльчивость и раздражительность. Всегда легко впадал в ярость, в спорах со сверстниками мог уда-рить камнем по голове, кусался, "не помнил себя от гне-ва". Вспоминает, что с особым наслаждением калечил мух, жуков, кошек. В связи с этими поступками возникали кон-фликты с взрослыми, что еще больше его озлобляло. С 14 лет начал мастурбировать, при этом фантазиро-вал о том, как унижает женщину, делает ей больно, как она кричит, стонет, молит о пощаде. Половую жизнь на-чал с 18 лет, постоянной женщины не было, так как из-за его грубости и жестокого обращения контакты сразу пре-кращались. В возрасте 20 лет имел судимость (с отсрочкой приговора) в связи с тем, что в момент полового контакта избил и до крови искусал женщину. Суд расценил эти действия как хулиганство. В последние годы может достичь эрекции только при фантазиях на тему издевательств и убийства маленьких девочек. Полгода назад на улице встретил девочку 8 лет, почувствовал внезапное и очень резкое возбуждение. Завел девочку в подвал, где изна-силовал в задний проход, после чего руками разорвал ей рот и влагалище, затем убил и пытался спрятать тело, с тем, чтобы ночью вынести из подвала в надежде скрыть преступление.

   Пациентка С., 23 лет, обратилась вместе с мужем и по его настоянию. В браке состоит два года. Со слов мужа, С. очень ласкова, спокойна, исполни-тельна. С первых встреч заявляла, что ради него "готова на все", что льстило самолюбию жениха. При половых контактах просила "сделать больно", интонации были умоляющие, униженные. Сначала муж считал, что это "игра, шутка". В последнее время встревожился из-за тре-бований жены связывать ее перед половым контактом, унижать, стегать ремнем. В противном случае С. отказы-вается от близости, плачет, заявляет о том, что "он ее не понимает и не любит".

   Фетишизм

   Фетишизм является одним из наиболее распространен-ных сексуальных отклонений. Термин происходит от французского слова "фетиш" - идол. кумир. Первона-чально это слово означало фигурки, являющиеся пред-метом религиозного культа и поклонения у примитивных народов. В этом смысле фетиш означает особо желанный предмет, обладающий волшебной силой, в связи с чем его следует почитать и ему поклоняться. Термин "фети-шизм" (сексуальный символизм), появившийся в 1887 году, означает возникновение возбуждения и получение сексуального удовлетворения от созерцания одежды, ка-кого-либо предмета, либо части тела, символизирующих сексуального партнера, или от манипуляций с ними. Таким образом, для фетишиста нет необходимости в при-сутствии сексуального партнера, поскольку фетиш его полностью заменяет и даже является гораздо предпочти-тельнее.

   Практически любая часть человеческого тела и любой предмет могут стать фетишами. В определенном смысле сексуальный вкус, определяющий выбор партнера, также является разновидностью фетишизма, когда какой-то при-знак является определяющим и "заслоняющим" все осталь-ное ("только блондинки", "только высокие мужчины", "вы-сокая большая грудь" и т. п.).

   В случае сексуальной девиации этот признак совершен-но вытесняет самого партнера и речь идет уже не о том, что мужчину возбуждают женщины с длинными волосами, а о том. что он манипулирует с такого рода париком, полу-чает при этом сексуальное наслаждение, не нуждаясь в кон-тактах с сексуальным партнером.

   Как правило, фетишисты коллекционируют предметы своей страсти (предметы женской одежды, парики, ниж-нее белье, обувь и т. д.), не останавливаясь даже перед воровством. Зачастую им необходимо, чтобы предмет имел отношение к конкретному человеку, а не был обезличен, то есть требуется украсть выстиранный бюстгальтер с ве-ревки, а не купить новый в магазине. Фетишами могут быть запахи, определенные звуки, тембр голоса и т. д. Немец-кий ученый Шульц описал мужчину, который испытывал сильное половое возбуждение только при созерцании громко "стреляющей" выхлопной трубы грузового автомобиля. Тщательный анализ этого случая показал, что это вовсе не бессмыслица. В процессе психоанализа он вспомнил эпизоды раннего детства, которые его одновре-менно потрясли и возбудили: его бабушка, крестьянка, по утрам убирала дом одетая в короткую рубашку и, не стес-няясь внука, выпускала газы, что привело к возникновению у него вышеуказанной ассоциации. Фетишизм в основном наблюдается у мужчин в следующих разновидностях: пигмалионизм, нарциссизм. аутомоносексуализм, гетерохромофилия. ретифизм, фе-тишизм деформации, экскрементофилия, некрофилия.

   Пигмалионизм

   Иначе - монументофилия. Это вид фетишизма, ког-да сексуальное удовлетворение достигается от созерцания произведения искусства. Термин обязан своим появлени-ем древнегреческому мифу о скульпторе Пигмалионе, ко-торый, видя вокруг множество женщин торгующих своей красотой, был так возмущен, что решил жить одиноким и посвятить себя искусству. Однажды он вырезал из сло-новой кости фигуру такой прелестной женщины, что влю-бился в свое творение. Долгое время он страдал и мучил-ся оттого, что его творение мертво. Афродита, оценив его любовь, оживила статую, и прекрасная дева ответила мастеру своей любовью.

   Фетишами могут быть и картины, и фотографии. Акту пигмалионизма часто сопутствует мастурбация. От-дельно описана дендрофилия (фетишем являются дере-вья), при которой обнимание деревьев, лазанье по ним дает фетишисту сексуальную разрядку.

   Гетерохромофилия

   Разновидность фетишизма, при которой иной цвет кожи партнера по сексуальным контактам играет роль фетиша. К примеру, если мужчина часто мечтает о сексуальном контакте с чернокожей женщиной, то постепенно у него обязательно появляются фантазии на эту тему при половой близости с белой женщиной. Только эти фантазии могут его возбудить и обеспечить сексуальную готовность. В крайних случаях у мужчины может полностью исчезнуть сексуальный интерес к женщинам одного с ним цвета кожи.

   Ретифизм

   Разновидность фетишизма с элементами мазохизма, где роль фетиша играет обувь. Эту девиацию описал в своих произведениях французский писатель Никола Ре-тиф де Ла Бретон. Зачастую в роли фетиша выступают и аксессуары: перчатки, ремни, украшения (вспомним одежду звезд хард-рока и металлистов).

   Фетишизм деформации

   Состоит в том, что в роли фетиша выступают де-фекты тела и лица партнера. Сексуальными стимулами могут стать послеоперационные культи, горб, другие уве-чья.

   Экскрементофилия

   Иначе - цикауизм. Характеризуется своеобразным сочетанием фетишизма с мазохизмом, при котором роль фетиша играют человеческие выделения (моча, кал, пот. слюна, менструальные выделения, семенная жидкость). Специфическое возбуждение и удовлетворение достигаются при обмазывании, прикосновении или проглатывании этих выделений. В качестве крайних вариантов выступает урофагия (питье мочи) и копрофагия (поедание кала).

   [...]

   Сексуальная агрессивность и насилие

   Представлений о сути агрессивности насчитывается ровно столько, сколько существует научных школ, теорий и направлений. Согласно взглядам 3. Фрейда, агрессив-ность является следствием сексуальной фрустрации, своеобразным проявлением активности и более прису-ща мужчинам, чем женщинам. К. Лоренц рассматри-вал агрессивность как один из четырех основных инстин-ктов наряду с половым инстинктом, инстинктом голода, инстинктом перемещения в пространстве. А. Сторр пони-мал под агрессивностью биологически обусловленную врожденную форму поведения, которая у людей приоб-ретает особенно деструктивный характер. С. Фехбах счи-тал, что агрессивность может быть как приобретенной, так и врожденной.

   Вне рассуждений о биологической обусловленности агрессивности подавляющее большинство исследова-телей отмечает, что ее уровень в значительной мере за-висит от ряда социальных и культурных факторов, осо-бенно подчеркивая негативное влияние на него массовой культуры в целом и средств массовой информации в ча-стности. Б. Бреушек (В. Breuschek , 1976) впервые обратил внимание на то, что агрессивность провоцируется сред-ствами массовой культуры и массовой информации толь-ко у изначально предрасположенных к ней индивидов.

   Преобладание сексуального насилия как выражения присущей мужчинам агрессивности чаще всего объяс-няется социально-психологическими аргументами, неже-ли биологическими. Предполагается, что преобладание мужчин среди сексуальных насильников объясняется спецификой процесса их социализации, включающего в себя обязательный тренинг агрессивности и процесс дистинкции, т. е. категорического отвергания мальчиками начи-ная с подросткового возраста традиционно "женских" черт поведения (нежность, терпеливость, мягкость, уступчи-вость и т. п.).

   Гипермаскулинное половое самосознание, ощущение себя мужчиной, т. е. существом более сильным, на фоне дисгармонично протекающего пубертата может привести к искаженной оценке противоположного пола: са-моутверждение принимает агрессивные формы, роль муж-чины сводится к покорению женщин. Часто отмечается при-сутствие элементов агрессии в эротических фантазиях.

   К. Изард (К. Izard , 1980) считает, что механизмы аг-рессивности и сексуального поведения (сексуальной ак-тивности) близки и в отдельных звеньях идентичны. На-растание агрессивного компонента в сексуальном пове-дении человека часто приводит к асоциальности и к правонарушениям. Совершение сексуального пре-ступления является крайним проявлением агрессивнос-ти, итогом развития агрессивно-садистских наклоннос-тей личности.

   Психологическая мотивация совершения сексуально-го насилия ранее рассматривалась Р. фон Крафт-Эбин-гом ( R . fon Kraft - Ebing , 1884) как реализация неодоли-мого желания немедленно удовлетворить свою половую страсть. Современная наука достаточно убедительно до-казывает, что такие преступления отражают стремление индивида доминировать, властвовать, физически подав-лять другого человека, дают возможность ощутить свое превосходство. Именно поэтому в качестве жертвы зача-стую выбирается максимально беззащитный объект (дети, подростки).

   Причины возникновения агрессивности можно выде-лить в три основные группы: биологические, психоло-гические и социальные, при этом наиболее адекватными являются теории немалофакторной обусловленности аг-рессивности.

   Выяснилось, что лица, склонные к сексуальной агрес-сии, имеют слабую антистрессовую устойчивость, не-адекватную обстоятельствам агрессивность, низкий са-моконтроль, подвержены страху, их отличает мышечный тип развития.

   Среди главных черт и свойств личности сексуальных на-сильников отечественные исследователи, выводы которых совпадают с данными ученых из других стран (V. Fontana , j . Oliver , M . Straus и др.), выделили следующие:
1. Глубинная эмоциональная связь с матерью при одновременном пренебрежительном и презрительном к ней отношении.
2. Чувство страха и ощущение собственной ничтожности перед отцом.
3. Сепарирование или даже противопоставление секса и эмоций.
4. Сексуальный эгоцентри

© Azps.ru