Бондаж.ру. Материалы о бондаже, доминировании, подчинении, садизме, мазохизме и фетишизме. Статьи по теории и практике БДСМ, библиотека, галереи, юмор, ссылки, форумы, открытки, обои и игры он-лайн
Главная
Теория
Практика
Атрибутика
Медицина
Литература
Публицистика
Право
Галерея
Кино
Музыка
Мода и дизайн
Развлечения
Обои
О сайте

Готический БДСМ... или просто пафос?

   О чём речь.
   Последнее время очень модной стала так называемая готика, иными словами - готическая субкультура. Лично я в процессе своих перемещений по Москве почти каждый день наблюдаю какую-нибудь загадочную личность в чёрном и с анхом на шее, глубоко, судя по всему, убеждённую в собственной готичности. Устраиваются разнообразные готик-пати (готические вечеринки), на которые собираются индивидуумы столь живописные и в таких количествах, что упаси Господь увидеть это какой-нибудь бабульке - креститься и рассказывать про ведьминский шабаш старушка будет ещё долго.
   Так вот. Среди этих самобытных личностей попадаются так называемые фетиш-готы, активно использующие в своём имидже всевозможный фетишный и Тематический антураж, а также атрибутику; порой встречается поведение а-ля Д/с. Возникает вполне логичный вопрос: что из себя представляют эти фетиш-готы, и каким вообще образом БДСМ пересёкся с новоявленной готикой? Вот об этом-то и пойдёт речь.

   Эксгумация, или откуда это всё взялось.
   Изначально термин "готика" (от фр. gothique) произошёл от названия германских племён готов, и когда-то был синонимом слову "варварский", означало грубое смешение стилей. Сейчас под готикой понимают художественный, преимущественно архитектурный, стиль - помимо указанной субкультуры. Своим происхождением готика как архитектурный стиль обязана, пожалуй, прежде всего культурному импорту - крестовые походы привнесли в Европу множество элементов византийской и арабской архитектуры, которые, причудливо смешавшись с романским стилем, и породили готику. Подобное смешение далеко не всем сразу пришлось по вкусу - вот и назвали новый стиль таким нелицеприятным, по сути, словом - готика. Современная готическая субкультура, кстати, по части эклектичности ничуть не отстаёт от "той самой" готики.
   Теперь ближе к современности. Сразу оговорюсь, что современная готика, по крайне мере на ранних этапах своего развития, - это прежде всего музыкальная субкультура. Рубеж 70-х и 80-х годов ХХ века. Агония панка, потому что, как оказалось, на нём можно было делать деньги, очень хорошие деньги. И панк стал видоизменяться. Появился так называемый пост-панк, в дальнейшем и вылившийся в готику, сменившую панковский нигилизм на глухую депрессию, и имидж более опрятный и мрачный, но не менее эксцентричный.
   Первым слово "готика" в качестве названия музыкального стиля употребил Энтони Уилсон (Anthony Wilson), в дальнейшем директор известного манчестерского лэйбла Factory, применительно к Joy Division (кстати, являясь их менеджером по совместительству). В 1978 году во время одного из телеэфиров ВВС он думал с помощью этого термина создать противопоставление музыки своих подопечных существующему поп-мэйнстриму. Joy Division были названы gothic группой. Хотя Joy Division и не являлись тем, что сейчас называют goth, но вполне возможно, что именно они ближе всего находятся к истокам этого направления. В дальнейшем это подхватили журналисты, или сначала подзабыли, а потом кто-то резко вспомнил - эффектная подача материала, как-никак. В общем, как уж там всё было "на самом деле", я сказать затрудняюсь, но факт налицо: кто бы не придумал обозвать музыку готикой, это прижилось и здравствует по сей день. Таких ранних представителей сейчас готик-сцены называют и dark punks, и post-punks, и proto-goth.
   Готик-волна - что-то вроде ответного удара по радостному мэйнстриму и рутине конца 70-х и противопоставление не оправдавшему ожиданий скоропостижно скончавшемуся панку (на фоне прямого наследования многих элементов последнего, вместе с тем).
   Точкой отсчета истории готической субкультуры можно считать 1979 год, а точнее выход в этом году сингла Bauhaus "Bela Lugosi's Dead". В композиции поется про Bela Lugosi, культового актера венгерского происхождения, самой знаменитой ролью которого стал небезызвестный Дракула 1931 года (этот момент прочно связал готов с вампирами). В припеве песни есть слова "Undead, undead, undead" (именно благодаря этому припеву и появился "девиз" готов "Goth's Undead", напрямую, впрочем, перекликающийся с панковским "Punk's not dead", однако уже с уклоном не в сторону жизни, а в сторону нежити). Множество ранних готов впервые услышали Bauhaus в фильме "The Hunger" ("Голод") и уж точно его посмотрели все фанаты Bauhaus. Фильм начинается с выступления Bauhuas в каком-то клубе, где они исполняют эту композицию. Фильм "The Hunger" - о двух современных вампирах (еще одна связь с вампирами) в исполнении Дэвида Боуи и Катрин Денев, которые пьют кровь не прокусывая горло жертвы, а делая надрез маленьким ножиком в форме анха - египетского символа вечной жизни и ключа к загробному миру, именно благодаря использованию в фильме "The Hunger" анх стал символом готов используемым и поныне.
   Следует отметить, впрочем, что по крайней мере, на ранних этапах становления готики в большей степени повлияла не музыка средневековья как таковая (в гораздо большей степени это влияние сказалось на другом музыкальном направлении - блэк метал / black metal, о котором ещё будет говориться), а, скорее, готический ("черный") роман эпохи романтизма со всей его вампирско-вурдалакской образностью и эстетикой кошмара. Характерным следствием этого интереса стало воссоздание жанрово-стилевых особенностей культово-ритуального искусства, тяготение к символам образам религиозной экспрессии, потустороннего мира, инфернальных сил, нашедших отражение в песенных текстах и сценическом действе.
   Кроме того, огромное количество людей сам термин "готика" несколько сбил с толку, однозначно вызывая ассоциации со всякими готическими ужасами, вампирами и Святой Инквизицией. Это тоже не могло не повлиять - и повлияло - на формирование современной готической эстетики.
   Есть, конечно, вопрос о том, что же именно первично послужило причиной формирования этой готической эстетики во всей её мрачно-депрессивно-смертельной красе, но отвечать на него - уже не моя задача.
   Готика продолжает развиваться. The Southern Death Cult были первыми в числе тех групп, кто носил много черного, много серебра (кстати говоря, готы признают только белые металлы); жгучие черные волосы, как у Banshees, контрастно-холодный макияж - так на сцене постепенно формируется имидж современного гота.
   Также существует информация, что многие из пост-панков, ну или представителей прото-готической волны были вхожи в БДСМ сообщество, особенно - в СМ клубы, что также повлияло на готический имидж и, вероятно, обусловило то, что многие из готических групп используют Тематический антураж (например, группы Die Form, Umbra Et Emago, Genitiortures (одно название чего стОит...)), а всё вместе это заложило основы появлению тех самых фетиш-готов.
   Постепенно изменялась и идеологическая составляющая готической музыки. Ярость и ненависть, наполнявшие музыку Joy Division, Sisters of Mercy, Bauhaus, отнюдь не всегда направленные вовнутрь себя, потихоньку притупляются. Готика постепенно становится символом и квинтэссенцией некоей утраты, утраты мечты, идеала, осознания неидеальности этого мира, горького разочарования, доводящего до отчаянья. На современной сцене злобствующих готов почти не осталось.
   По ходу развития готики (как музыки), в ней образовывались всё новые и новые стили, возникали причудливые слияния с уже существующими. Так, в частности, появился готик-метал. К слову сказать, что металлисты тоже уже были "офетишены". Кожа, металл, цепи, заклёпки, напульсники и иже с ними - всё пошло от БДСМ и фетиша. Дело в том, что в своё время в термоядерной металлической группе Judas Priest вокалистом был некий и небезызвестный Роб Халфорд (Rob Halford). И был он вхож в гейские и БДСМ-ные круги. На концертах он частенько появлялся в Тематическом прикиде. Вероятно, таким образом он пытался неким образом дистанцироваться от других представителей хэви-метал. На некоторое время он, конечно, дистанцировался, однако народу это так понравилось, что среди металлистов просто-напросто возникла новая повальная мода, здравствующая и поныне, причём без серьёзных изменений.
   К 90-м годам готика уже серьёзно набрала обороты. В это же время пошла вторая волна блэк-метала, возникшего почти в то же время, что и готика. Пару слов о блэке.
   Прежде всего блэк-метал характеризуется очень мощной идеологической подоплёкой. Идеология блэк-метал может быть объединена одной краткой приставкой "анти". Всё мрачное, яростно агрессивное, страшное, эстетика хаоса, войны и разрушения до основания, смерть (не как таковая, а как убийство прежде всего), сатанизм и различные древние верования - всё это блэк-метал. Особое внимание уделяется и имиджу. В принципе, кожа, железо и черный цвет фигурируют во всех металлических стилях (об этом уже говорилось), хотя блэк преподносит их под своим углом зрения. Классический блэковый paint-corpse (раскраска "под труп"), множество шипов и клёпок на напульсниках, ошейнике, ремне, сапогах; "дьявольские" черные или арийские белые гривы; всевозможная колюще-режущая утварь; одежда из черной кожи; торс либо в черном, либо обнажен (независимо от того, что он демонстрирует - мужественную гиперборейскую грудь, высохший скелет или нордическое пивное брюхо); балахоны и плащи с капюшоном; всевозможные амулеты - всё это атрибуты большинства блэк-метал-исполнителей, придающие им вид сборища благопристойных вурдалаков.
   Как видно, что у блэка с готикой есть некоторые если не точки соприкосновения, то более или менее схожие элементы. Также блэк и готику роднит в какой-то степени и то, благодаря идеологии, возведенной во главу угла, соответствующему ей имиджу, сознательному или неосознанному обращению в музыке к интонациям далекого прошлого, восходящим еще к ритуальной практике, самому оформлению концерта или видеоклипа, применению различной символики, блэк-музыка приобретает культовые черты. Однако в блэке, преломляясь через сатанизм и несравненно более высокую степень идеологизации, культовость, пожалуй, отдавала чем-то вроде сектантства.
   Итак, начало 90-ых. Готика, плодящая внутри себя всё новые стили и в лучших традициях эклектичности своей архитектурной тёзки жадно впитывающая в себя из окружающей среды то, что могла впитать, и блэк, также разветвляющийся на множество течений и ищущий новые формы для подачи материала, - эти два гиганта схлестнулись, переплелись и явили мру невообразимую химеру под названием готик-блэк. Dimmu Borgir, Dismal Euphony, Evol, Angizia, Covenant, а также Cradle of Filth сильным креном в сторону вампиризма - вот некоторые представители новоявленного стиля. Обилие пирсинга, садо-мазо атрибутика, изломанность в духе декаданса, вампирические клыки, "готический" грим, бондажная атрибутика, жёсткая садо-мазо и бондажная эстетика в оформлении альбомов, шоу и в текстах - вот что такое готик-блэк.
   Лично у меня, однако, всё это ассоциируется не с БДСМ как таковым, а с тем, о чём писал незабвенный маркиз де Сад.
   Яростная агрессия блэка, артистизм готики, обоюдный фетишизм - это всё слилось, и получился готик-блэк.
   Кстати, ещё одно. Тематический антураж порой выглядит весьма агрессивно и даже злобно. Плюс он выглядит эффектно. Плюс уже сложившиеся традиции. И получается очень хорошее и красивое средство противопоставления себя обществу. В логике это называется "подмена тезиса". То есть БДСМ используется для выражения антагонизма и агрессии по отношению к обществу, несмотря на то, что ни малейшего отношения к этому не имеет. Напротив, БДСМ-сообщество отличается очень высокой степенью толерантности.
   На этом, полагаю, можно закончить столь обширный музыкально-исторический экскурс, необходимый, однако для общего понимания вопроса.

   Акт о проведении вскрытия, или посмотрим изнутри.
   Итак, кто такие готы, то есть что делает человека готом. С некоторой долей условности можно выделить несколько критериев:
   

  • готическое мировоззрение + осознание человеком себя как гота. Имхо, самый важный и единственно необходимый критерий. На вопрос, что именно есть готическое мировоззрение, лично я не могу дать однозначный ответ. Тем более что сами готы очень любят отвечать, что готика у каждого своя. Так что я набросаю лишь несколько наиболее общих штрихов. Мрачное восприятие мира, романтично-депрессивный взгляд на жизнь, отражающийся в поведении (замкнутость, склонность к депрессиям, меланхолия, повышенная ранимость), восприятии реальности (мизантропия, утонченное чувство прекрасного, пристрастие к сверхъестественному), отношениях с обществом (неприятие стереотипов, стандартов поведения и внешнего вида, антагонизм с обществом, изолированность от него). Плюс, как правило, восприятие смерти как фетиша.
       
  • любовь к готической музыке. Не стоит забывать, что готика, по крайне мере изначально, прежде всего музыкальная субкультура, поэтому это тоже довольно важный критерий. Творчество готических групп, по идее, воплощает в себе готическое мировоззрение и закладывало его основы.
       
  • готический имидж. Самый легко воспринимаемый критерий, позволяющий моментально выделить "своего" в толпе. Готический имидж очень сложен и разнообразен, поэтому я не вижу смысла детально его описывать - уж слишком надолго это получится. Опять-таки несколько общих штрихов: преобладание чёрного цвета, плюс тёмно-фиолетовая и красно-бордовая гамма, украшения из белых металлов (в основном - из серебра), контрастный макияж, необычность и внешнего вида в целом. К вопросу имиджа я ещё вернусь.
       
  • посещение мест сбора готов. Вполне логично, ибо одной из целью любой субкультуры является регулярное общение её адептов, так сказать, с себе подобными.
       Вот, пожалуй, и все основные критерии. Теперь о видах готов.
       Прежде всего, они делятся на мопи-готов (mopey goths) и перки-готов (perky goths). Мопи-готы почти на 100% соответствуют критерию готического мировоззрения. Свою субкультуру они воспринимают в высшей степени серьёзно, она для них даже более чем фетиш, они ей живут. Есть небесспорное, как считают многие, но в любом случае не лишённое разумности мнение (лично я абсолютно с ним согласен), что именно мопи-готы представляют собой ядро и суть готической субкультуры. Их меньшинство. Как и положено ядру, которое всегда меньше целого.
       Перки-готы, грубо говоря, просто тусовщики. По крайней мере, большинство из них. К готической субкультуре они относятся несравнимо менее серьёзно, чем мопи-готы. Они любят собираться в клубах, депрессия, как правило, не для них. Для большинства из них готика - это лишний повод потусоваться и самовыразиться, а то и просто выпендриться. Рассуждать о том, насколько перки-готы настоящие готы я не буду, тем более что рассуждай, не рассуждай, а они всё равно неотъемлемая часть готической субкультуры.
       Именно перки-готам мы обязаны (хм) существованию огромного числа типов имиджевых готов, и фетиш-готов в частности, так как имиджу они уделяют ещё более повышенное внимание, чем готы вообще. Вот лишь некоторые из таких типов: cyber-goth, glitter-goth, fairy-goth, romantic-goth, gypsy-goth, vampire-goth, те самые fetish-goth и прочая, и прочая.

       Заключение патологоанатомической экспертизы.
       Приблизительно такую характеристику фетиш-готов можно найти на любом сайте с описанием видов готов:

       В одежде используются искусственные материалы - латекс, винил, искусственная кожа, реже кожа натуральная, вся одежда плотно обтягивающая, иногда используются кофты сетки, черный цвет, иногда в сочетании с красным. Общий внешний вид характерен для посетителей фетиш клубов.
       Одежда (м, ж): корсеты, виниловые/латексные топы, кофты-сетки, виниловые юбки (часто короткие или длинные узкие), обтягивающие штаны, латексные или виниловые комбинезоны.
       Обувь: фетиш обувь, combat boots.
       Прическа (ж): прямые или собранные в хвост волосы, часто волосы собираются в хвост на макушке, часто выбритые виски, черные или белые волосы, встречаются и красные.
       Прическа (м): выбритые виски, иногда короткие волосы.
       Украшения: минимальные серебряные или металлические (кольца, браслеты, цепочки).
       Аксессуары: Все из области фетиш эстетики, ошейники, бондажи, наручники, цепи.
       Макияж: черные / красные губы, подведенные глаза, черные / красные ногти.

       Итак. Фетиш-гот - прежде всего имиджевый и уже потом гот. Имидж для себя каждый выбирает сам, это понятно. Выбирает он его либо потому, что такой имидж ему близок, ибо отвечает его вкусам, пристрастиям и т.п., либо потому, что такой имидж ему просто нравится, либо потому, что это круто, модно и т.п.
       О том, что готика стала модной, я говорил в самом начале. Это обеспечило мощный приток в неё личностей от 16-17 до 20 лет от роду. Именно эти цифры называются как средний возраст теперешнего гота. Переходному этому возрасты свойственны многие черты готического мировоззрения. И вот человек уже искренне считает себя самым что ни на есть настоящим готом и рвётся в тусовку. Стиль фетиш сейчас тоже довольно моден. Он красиво ("круто") выглядит, а эпатаж свойственен готике вообще. Кроме того, использование этого стиля некоторыми готическими группами хорошо разрекламировало его среди готов. Да и желание подчеркнуть свою сексуальность тоже вполне понятно.
       Абсолютное большинство готов вообще и фетиш-готов в частности сейчас люди достаточно молодые. Кто-то ищет способ самовыразиться, кто-то прячет свои комплексы, кто-то просто выпендривается. И стиль фетиш-гота подходит для этого как нельзя лучше. Но по крайней мере наивно ожидать найти под этим красивым фетишным фантиком что-то большее. Эпатаж, пафос - вот и всё. И ни малейшего понимания вопроса. Причём не только такими молодыми личностями. Вот наблюдения одного гота. Некоторые дамочки из готик тусовки любят стиль а-ля Госпожа с похожей манерой поведения. То, что видел лично я, было примерно так: "Ой, смотрите, он делает все, что я прикажу!". Никакой ответственности за человека даже близко не было. А ведь таким образом можно нанести сабу серьёзные душевные травмы. На моё негодование: "Ты что вообще делаешь?" - дамочка только отмахивалась: "А пофиг, их проблемы, мне-то прикольно". Комментарии излишни.
       К счастью, молодости ещё свойственны поиски себя. Это одна из причин - хоть и не первоочерёдная - приводящая человека в готику. И БДСМ, безусловно, является для таких готов интересным опытом. Такие люди могут достаточно серьёзно увлечься БДСМ, и из них, вполне вероятно, получатся адекватные фетиш-готы. Такие есть, только, по-моему, их очень мало.
       Косвенные предпосылки пересечения готики и БДСМ всё-таки существуют. БДСМ подразумевает боль, в какой-то мере страх и атмосферу средневековых пыток. Готика, со своей стороны, эстетизирует "тёмную" сторону мира, и такие вещи, как смерть, боль, страх, ту же средневековую атмосферу - но более абстрактно, особенно касаемо смерти. Естественно, ни БДСМ, ни готика этим не исчерпываются - это лишь то, что может служить точками их соприкосновения. Кроме того, боль физическая хорошо отвлекает от душевной боли, от депрессии. Способ необходимой разрядки.
       На данном этапе БДСМ с готикой в фетиш-готах соприкасаются не очень сильно, пожалуй, не так сильно, как могли бы. Хотя пересекаются - это факт.
       Абсолютному большинству фетиш-готов близка только внешняя эстетика фетишизма. Для фетиш-гота это просто красивый и яркий образ, которым можно щегольнуть на готической вечеринке. В БДСМ (равно как и в фетише) для них ничего, кроме "понта" и эффектного внешнего вида нет. Это считается крутым в тусовке, и этим все сказано.
       Вот, пожалуй, и всё. Возможно, в будущем положение дел изменится, и большинство фетиш-готов будут иметь непосредственное отношению к БДСМ. А пока не стоит забывать (особенно бдсмщикам, вдруг как-то попавшим на готик-пати), что форма далеко не всегда соответствует содержанию, а целое также не всегда тождественно сумме его частей.



       Выражаю огромную благодарность всем готам, которые так или иначе помогли мне в написании этой статьи: Autumn Rain, Lizett, Black Doomer, Michelle, Veles, WilderWein и другим.
       При написании этой статьи использовались материалы сайтов www.gothic.ru, www.the-crypt.ru, www.shadowplay.ru, www.gromko.ru

    © Мельхиор, 2003.