Феменология сексуальных девиаций (отрывки).

Феноменология сексуальных девиаций (Отрывки).

   Садизм

   Девиация, при которой сексуальное удовлетворение достигается при жестоком обращении с партнером, его унижении, причинении ему боли, а в некоторых случаях даже умерщвлении жертвы. Имеется точка зрения, что садизм является патологическим вариантом гипермаскулинного поведения (Б. Л. Гульман, 1994).

   Садистские наклонности чаще отмечаются у лиц с возбудимой, шизоидной психопатией, различными уровня-ми олигофрении или страдающих органическим поражением головного мозга. Психосексуальное развитие таких лиц чаще преждевременное, у половины из них отмечаются асинхронии полового развития.

   Сексуальное поведение у садистов мотивировано агрессивным импульсом.

   Социальный уровень личности нарушен вследствие антисоциального мировоззрения, низкого культурного уровня личности, отсутствия морально-этических установок.

   Психологический уровень также нарушен вследствие наличия типичных для садистов черт характера (возбудимости, агрессивности, злобности, эгоцентричности).

   Термин восходит к имени известного маркиза де Сада, жившего во Франции в XVIII веке. Этот дворянин, имевший родовой замок в Провансе, писал романы, с помощью которых намеревался реформировать общественное сознание. Дело в том, что после периода вседозволенности в сфере секса во Франции Людовика XIV пришедший к власти в 1775 году король Людовик XVI стал сурово бороться за семейную нравственность и строгость нравов в обществе. Теща маркиза де Сада написала на него донос королю, обвинив де Сада в разврате. Его заключили в Бастилию, где он написал роман “Жюстин”, в котором по-пытался описать все виды сексуальных отклонений. После отбытия срока заключения де Сад вскоре вновь попал в тюрьму, и вновь по инициативе тещи. Второй раз он освободился уже в период Французской революции (1792). Маркиз, воодушевленный революционными идеями, писал и ставил пьесы в которых пытался опровергнуть само понятие морали (“Человек может делать все, что он хочет”), и опять попал в тюрьму – на этот раз по политическим соображениям. В общей сложности маркиз де Сад провел в заточении 27 лет. В конце жизни его поместили в психиатрическую лечебницу, где он продолжал писать книги и ставить пьесы с душевнобольными.

   Чаще всего садизм проявляется в создании такой ситуации, когда один сексуальный партнер полностью беспомощен и подчинен другому, пребывает в страхе. Садизм выражается в потребности полного господства одного человека над другим, овладения им и подчинения в такой степени, что можно его подвергать унижениям и издевательствам, причинять ему боль. Проявления садизма в его широком понимании тесно связаны с понятием агрессивности – явления, широко распространенного в любом человеческом сообществе. Удовлетворение скрытых садистских тенденций можно видеть даже в таких, казалось бы, социально безобидных формах, как некоторые виды спорта или зрелищ (бокс, борьба, коррида, кинобоевики и фильмы на военную тематику и т. п.).

   В истории массовыми проявлениями садизма можно считать бои гладиаторов, военные кампании, публичные казни, инквизицию. Эти же тенденции нашли свое выражение в некоторых религиозных обрядах и ритуалах, предусматривавших человеческие жертвоприношения.

   Психоаналитики рассматривают садистские наклонности как активную форму садомазохизма, характерную для мужчин. Мазохистские склонности, основной чертой которых является пассивность, они считают свойственными женщинам. Понятие “активность” в данном случае включает в себя все то, что побуждает к деятельности для достижения цели; в то же время пассивность рассматривается как достижение цели посредством терпения и ожидания. Однако совершенно неправильно делать вывод о том, что садизм наблюдается чаще у мужчин, а мазохизм – у женщин. Интересно, что на самом деле обе эти наклонности чаще встречаются у мужчин, чем у женщин. Достаточно часто садистские тенденции проявляются только в фантазиях человека, сопровождающих сексуальный контакт и обеспечивающих сексуальное возбуждение. Понятно, что об этом не догадывается даже его партнер.

   Крайним проявлением садизма является убийство с целью получения сладострастных переживаний. Фактически убийство является апофеозом беспредельной власти над другим человеком, что обеспечивает садисту высшую степень возбуждения и наслаждения. Зачастую собственно полового акта с жертвой не происходит, создается лишь имитация коитуса, при котором разрываются естественные отверстия тела либо разрезается горло, вспарываются грудь, живот, половые органы. Вспомним Чикатило, который приставлял нож к своему лобку и втыкал его в жертву, имитируя фрикционные движения полового акта.

   Обычно убийства, совершенные садистами, разделяют на две группы: первая характеризуется запланированностью, тщательным продумыванием всех деталей преступления. Такие убийства имеют для убийцы значение определенного ритуала.

   Преступления второй группы наиболее распространены и характеризуются внезапностью случившегося и для самого садиста. Убийство является результатов мгновенной эмоциональной вспышки, неконтролируемой агрессии. Никакой подготовки и планирования в этих случаях не про-водится.

   Среди немалообразных сексуальных действий, в основе которых лежат садистские наклонности, можно рас-смотреть следующие:
– сексуальный вампиризм, то есть сочетание садизма с фетишизмом (см. ниже), при котором роль фетиша играет кровь сексуального партнера. В таком случае сексуальное наслаждение доставляют царапание, укусы, а также – вид или вкус крови партнера. В своих крайних проявлениях сексуальный вампиризм может приобретать форму убийства партнера, расчленения его тела, вплоть до питья крови и поедания плоти с целью получения максимального сексуального наслаждения;
– флагелляция (флагелломания, диппольдизм) так-же является разновидностью садизма, которая проявляется в самобичевании, нанесении себе ударов, ран, увечий с целью получения сексуального наслаждения. Бичующий часто наносит удары и себе, и партнеру. Бичевание в рамках воспитательных действий называется диппольдизмом, по имени учителя Диппольда, который применял столь жестокое избиение своих учеников, что забил одного из них до смерти. При этом он бичевал и себя, получая сексуальное удовлетворение;
– салиромания, являющаяся разновидностью садизма в сочетании с фетишизмом, когда сексуальное воз-буждение и удовлетворение достигаются при мараний партнера грязью, мочой, калом. Явное отрицание современной культурой таких действий, чувство омерзения и гадливости со стороны партнера часто являются особым возбуждающим стимулом для садиста.

   Мазохизм

   Иначе – алголагния, пассивизм, алгофилия. Противоположен садизму, но оба эти состояния являются взаимодополняющими. Мазохизм характеризуется достижением сексуального наслаждения в ситуациях, связанных с полной подчиненностью и покорностью. Мазохист ищет боли для наслаждения. Термин – производное от имени писателя Л. Захер-Мазоха, описавшего это явление в своих романах. Классическим примером проявления мазохизма является описание Ж.-Ж. Руссо в его “Исповеди” того величайшего наслаждения, которое он испытал, когда воспитательница секла его по обнаженным ягодицам.

   В XI веке в Европе возникла секта флагеллантов (самобичующихся), которая к XV веку получила весьма широкое распространение в Италии, Германии, Франции и в ряде других стран. Секта проповедовала искупление грехов путем публичного самобичевания и крещения кровью. По средневековым городам передвигались толпы флагеллантов, наносящих себе удары кнутами, хлыстами и прутьями. В это же время в школах и в армии широко распространились телесные наказания в виде порки, бичевания, сечения (в ходу были наказания розгами, шпицрутенами, палками). Такая ситуация способствовала появлению как садистов, так и мазохистов.

   Как и садизм, мазохистские наклонности могут проявляться в символической форме. “Валяться в ногах женщины-повелительницы, исполнять ее прихоти, умолять ее о прощении было для меня высшим наслаждением”, – писал Ж.-Ж. Руссо. В парах, где мужчина подвержен мазохизму, чаще всего разыгрываются определенные сценарии поведения. Мазохисты предпочитают такие ситуации, когда женщина предстает в роли суровой и властной госпожи, которой они рабски подчиняются. Такая женщина должна предварительно помучить партнера, прежде чем позволить ему получить сексуальное удовлетворение. Формы “мучительства” могут быть весьма немалообразны. Чаще всего они связаны с тем, что мазохист в своем воображении и реальном поведении исполняет роль слуги, этот вариант мазохизма называется пажизмом. Известны мазохистские игры, где мужчина исполняет роль невольника (сервилизм). Он позволяет себя связать, покорно переносит унижения. Зачастую мазохисты играют роль собаки: на них надевают ошейник, им бросают пищу на пол и т. п.

   Мазохизм является гораздо менее социально опасным, чем садизм, поскольку мазохист никогда не нападает на других людей и не становится убийцей. Психоаналитики рассматривают мазохизм как своего рода садизм, направленный на собственную личность. Это отвечает представлениям о том, что любая агрессия включает в себя садистический компонент, который имеет сексуальный характер. Именно поэтому садизм и мазохизм, казалось бы, противоположные понятия, чаще всего объединяют в единый комплекс-садомазохизм. Эти сексуальные девиации дополняют друг друга. Они соотносятся друг с другом как негатив и позитив одной и той же фотографии. Наконец, обе эти тенденции могут наблюдаться у одного и того же человека и менять степень выраженности в зависимости от периода жизни, внешних обстоятельств и особенностей поведения сексуального партнера. Возможно, что страдания в определенной мере способствуют интенсивности эротической любви. Недаром Саади писал о том, что “любовь есть боль”. Сильная влюбленность всегда сочетает желание безраздельно властвовать над возлюбленным партнером (садистская тенденция) и в то же время полностью принадлежать ему, раствориться в нем, удовлетворять любые его прихоти и желания (мазохистская тенденция).

   Обследуемый Б., 24 лет, направлен на сексологическую экспертизу в связи с совершением тяжкого преступления. Рос и развивался нормально, но с раннего детства по-мнит свою вспыльчивость и раздражительность. Всегда легко впадал в ярость, в спорах со сверстниками мог ударить камнем по голове, кусался, “не помнил себя от гнева”. Вспоминает, что с особым наслаждением калечил мух, жуков, кошек. В связи с этими поступками возникали конфликты с взрослыми, что еще больше его озлобляло. С 14 лет начал мастурбировать, при этом фантазировал о том, как унижает женщину, делает ей больно, как она кричит, стонет, молит о пощаде. Половую жизнь начал с 18 лет, постоянной женщины не было, так как из-за его грубости и жестокого обращения контакты сразу прекращались. В возрасте 20 лет имел судимость (с отсрочкой приговора) в связи с тем, что в момент полового контакта избил и до крови искусал женщину. Суд расценил эти действия как хулиганство. В последние годы может достичь эрекции только при фантазиях на тему издевательств и убийства маленьких девочек. Полгода назад на улице встретил девочку 8 лет, почувствовал внезапное и очень резкое возбуждение. Завел девочку в подвал, где изнасиловал в задний проход, после чего руками разорвал ей рот и влагалище, затем убил и пытался спрятать тело, с тем, чтобы ночью вынести из подвала в надежде скрыть преступление.

   Пациентка С., 23 лет, обратилась вместе с мужем и по его настоянию. В браке состоит два года. Со слов мужа, С. очень ласкова, спокойна, исполнительна. С первых встреч заявляла, что ради него “готова на все”, что льстило самолюбию жениха. При половых контактах просила “сделать больно”, интонации были умоляющие, униженные. Сначала муж считал, что это “игра, шутка”. В последнее время встревожился из-за требований жены связывать ее перед половым контактом, унижать, стегать ремнем. В противном случае С. отказывается от близости, плачет, заявляет о том, что “он ее не понимает и не любит”.

   Фетишизм

   Фетишизм является одним из наиболее распространенных сексуальных отклонений. Термин происходит от французского слова “фетиш” – идол. кумир. Первоначально это слово означало фигурки, являющиеся предметом религиозного культа и поклонения у примитивных народов. В этом смысле фетиш означает особо желанный предмет, обладающий волшебной силой, в связи с чем его следует почитать и ему поклоняться. Термин “фетишизм” (сексуальный символизм), появившийся в 1887 году, означает возникновение возбуждения и получение сексуального удовлетворения от созерцания одежды, ка-кого-либо предмета, либо части тела, символизирующих сексуального партнера, или от манипуляций с ними. Таким образом, для фетишиста нет необходимости в присутствии сексуального партнера, поскольку фетиш его полностью заменяет и даже является гораздо предпочтительнее.

   Практически любая часть человеческого тела и любой предмет могут стать фетишами. В определенном смысле сексуальный вкус, определяющий выбор партнера, также является разновидностью фетишизма, когда какой-то при-знак является определяющим и “заслоняющим” все остальное (“только блондинки”, “только высокие мужчины”, “высокая большая грудь” и т. п.).

   В случае сексуальной девиации этот признак совершенно вытесняет самого партнера и речь идет уже не о том, что мужчину возбуждают женщины с длинными волосами, а о том. что он манипулирует с такого рода париком, получает при этом сексуальное наслаждение, не нуждаясь в контактах с сексуальным партнером.

   Как правило, фетишисты коллекционируют предметы своей страсти (предметы женской одежды, парики, нижнее белье, обувь и т. д.), не останавливаясь даже перед воровством. Зачастую им необходимо, чтобы предмет имел отношение к конкретному человеку, а не был обезличен, то есть требуется украсть выстиранный бюстгальтер с веревки, а не купить новый в магазине. Фетишами могут быть запахи, определенные звуки, тембр голоса и т. д. Немецкий ученый Шульц описал мужчину, который испытывал сильное половое возбуждение только при созерцании громко “стреляющей” выхлопной трубы грузового автомобиля. Тщательный анализ этого случая показал, что это вовсе не бессмыслица. В процессе психоанализа он вспомнил эпизоды раннего детства, которые его одновременно потрясли и возбудили: его бабушка, крестьянка, по утрам убирала дом одетая в короткую рубашку и, не стесняясь внука, выпускала газы, что привело к возникновению у него вышеуказанной ассоциации. Фетишизм в основном наблюдается у мужчин в следующих разновидностях: пигмалионизм, нарциссизм. аутомоносексуализм, гетерохромофилия. ретифизм, фетишизм деформации, экскрементофилия, некрофилия.

   Пигмалионизм

   Иначе – монументофилия. Это вид фетишизма, когда сексуальное удовлетворение достигается от созерцания произведения искусства. Термин обязан своим появлением древнегреческому мифу о скульпторе Пигмалионе, который, видя вокруг множество женщин торгующих своей красотой, был так возмущен, что решил жить одиноким и посвятить себя искусству. Однажды он вырезал из слоновой кости фигуру такой прелестной женщины, что влюбился в свое творение. Долгое время он страдал и мучился оттого, что его творение мертво. Афродита, оценив его любовь, оживила статую, и прекрасная дева ответила мастеру своей любовью.

   Фетишами могут быть и картины, и фотографии. Акту пигмалионизма часто сопутствует мастурбация. От-дельно описана дендрофилия (фетишем являются деревья), при которой обнимание деревьев, лазанье по ним дает фетишисту сексуальную разрядку.

   Гетерохромофилия

   Разновидность фетишизма, при которой иной цвет кожи партнера по сексуальным контактам играет роль фетиша. К примеру, если мужчина часто мечтает о сексуальном контакте с чернокожей женщиной, то постепенно у него обязательно появляются фантазии на эту тему при половой близости с белой женщиной. Только эти фантазии могут его возбудить и обеспечить сексуальную готовность. В крайних случаях у мужчины может полностью исчезнуть сексуальный интерес к женщинам одного с ним цвета кожи.

   Ретифизм

   Разновидность фетишизма с элементами мазохизма, где роль фетиша играет обувь. Эту девиацию описал в своих произведениях французский писатель Никола Ре-тиф де Ла Бретон. Зачастую в роли фетиша выступают и аксессуары: перчатки, ремни, украшения (вспомним одежду звезд хард-рока и металлистов).

   Фетишизм деформации

   Состоит в том, что в роли фетиша выступают дефекты тела и лица партнера. Сексуальными стимулами могут стать послеоперационные культи, горб, другие увечья.

   Экскрементофилия

   Иначе – цикауизм. Характеризуется своеобразным сочетанием фетишизма с мазохизмом, при котором роль фетиша играют человеческие выделения (моча, кал, пот. слюна, менструальные выделения, семенная жидкость). Специфическое возбуждение и удовлетворение достигаются при обмазывании, прикосновении или проглатывании этих выделений. В качестве крайних вариантов выступает урофагия (питье мочи) и копрофагия (поедание кала).

   […]

   Сексуальная агрессивность и насилие

   Представлений о сути агрессивности насчитывается ровно столько, сколько существует научных школ, теорий и направлений. Согласно взглядам 3. Фрейда, агрессивность является следствием сексуальной фрустрации, своеобразным проявлением активности и более присуща мужчинам, чем женщинам. К. Лоренц рассматривал агрессивность как один из четырех основных инстинктов наряду с половым инстинктом, инстинктом голода, инстинктом перемещения в пространстве. А. Сторр понимал под агрессивностью биологически обусловленную врожденную форму поведения, которая у людей приобретает особенно деструктивный характер. С. Фехбах считал, что агрессивность может быть как приобретенной, так и врожденной.

   Вне рассуждений о биологической обусловленности агрессивности подавляющее большинство исследователей отмечает, что ее уровень в значительной мере за-висит от ряда социальных и культурных факторов, особенно подчеркивая негативное влияние на него массовой культуры в целом и средств массовой информации в частности. Б. Бреушек (В. Breuschek , 1976) впервые обратил внимание на то, что агрессивность провоцируется средствами массовой культуры и массовой информации толь-ко у изначально предрасположенных к ней индивидов.

   Преобладание сексуального насилия как выражения присущей мужчинам агрессивности чаще всего объясняется социально-психологическими аргументами, нежели биологическими. Предполагается, что преобладание мужчин среди сексуальных насильников объясняется спецификой процесса их социализации, включающего в себя обязательный тренинг агрессивности и процесс дистинкции, т. е. категорического отвергания мальчиками начиная с подросткового возраста традиционно “женских” черт поведения (нежность, терпеливость, мягкость, уступчивость и т. п.).

   Гипермаскулинное половое самосознание, ощущение себя мужчиной, т. е. существом более сильным, на фоне дисгармонично протекающего пубертата может привести к искаженной оценке противоположного пола: самоутверждение принимает агрессивные формы, роль муж-чины сводится к покорению женщин. Часто отмечается присутствие элементов агрессии в эротических фантазиях.

   К. Изард (К. Izard , 1980) считает, что механизмы агрессивности и сексуального поведения (сексуальной активности) близки и в отдельных звеньях идентичны. Нарастание агрессивного компонента в сексуальном поведении человека часто приводит к асоциальности и к правонарушениям. Совершение сексуального преступления является крайним проявлением агрессивности, итогом развития агрессивно-садистских наклонностей личности.

   Психологическая мотивация совершения сексуального насилия ранее рассматривалась Р. фон Крафт-Эбингом ( R . fon Kraft – Ebing , 1884) как реализация неодолимого желания немедленно удовлетворить свою половую страсть. Современная наука достаточно убедительно доказывает, что такие преступления отражают стремление индивида доминировать, властвовать, физически подавлять другого человека, дают возможность ощутить свое превосходство. Именно поэтому в качестве жертвы зачастую выбирается максимально беззащитный объект (дети, подростки).

   Причины возникновения агрессивности можно выделить в три основные группы: биологические, психологические и социальные, при этом наиболее адекватными являются теории немалофакторной обусловленности агрессивности.

   Выяснилось, что лица, склонные к сексуальной агрессии, имеют слабую антистрессовую устойчивость, не-адекватную обстоятельствам агрессивность, низкий самоконтроль, подвержены страху, их отличает мышечный тип развития.

   Среди главных черт и свойств личности сексуальных насильников отечественные исследователи, выводы которых совпадают с данными ученых из других стран (V. Fontana , j . Oliver , M . Straus и др.), выделили следующие:
1. Глубинная эмоциональная связь с матерью при одновременном пренебрежительном и презрительном к ней отношении.
2. Чувство страха и ощущение собственной ничтожности перед отцом.
3. Сепарирование или даже противопоставление секса и эмоций.
4. Сексуальный эгоцентризм.

© Azps.ru