Tris. Базовые термины и принципы БДСМ.

Разговоры на тему БДСМ осложняются заимствованием терминов из различных, не связанных с ней напрямую областей (медицина, психология, криминалистика и т.д.), с иными, чем в этих областях, значениями. Не облегчает понимание и обилие иностранных терминов, словарное значение которых в лучшем случае множественно, а в отдельных случаях – просто иное, чем вкладываемое БДСМ-сообществом. И окончательно вносит неразбериху то, что внутри различных направлений БДСМ значения одних и тех же терминов имеет разный смысл.
    (1.1) Кратко БДСМ (BDSM) можно представить, как понятие, объединяющее СМ, БД и Д/с (при обязательном соблюдении принципов добровольности, безопасности и разумности и с учетом интересов обоих партнеров) в единую категорию межличностных взаимодействий. Однако, такое определение непонятно без детальной расшифровки отдельных составляющих:
    (1.2) СМ (SM) – Садизм и мазохизм (Sadism & masochism) – получение удовлетворения (не обязательно сексуального) при испытывании (мазохизм) или причинении (садизм) болевых ощущений. Соответственно, человек, склонный к мазохизму – мазохист, к садизму – садист, склонный к обоим проявлениям в зависимости от ситуации или настроения – садомазохист. Встречающийся иногда термин selfmazo (человек, склонный причинять себе боль сам), является, по всей видимости, разновидностью садомазохизма, а не “чистого” мазохизма. Спорным моментом остаются так называемые “психологические мазохисты/садисты”, так как в отсутствии физических болевых ощущений (критерия, довольно однозначного для классификации) такие воздействия могут относиться и к группе дисциплинарных (см. 1.3) воздействий. Но, поскольку термин (психологический мазохизм/садизм) существует именно в такой форме, чтобы не усложнять и без того громоздкую систему классификации, на мой взгляд, будет оправданным отнести таких людей к СМ. Также хочу заметить, что существует довольно распространенное мнение, что “чистого” садизма или мазохизма не существует, т.е. в человеке всегда есть обе эти составляющие и говорить можно только о том, что какая-то из этих них выражена более ярко, а какая-то – менее. С этим мнением (как и с любым другим) можно соглашаться или нет, но знать, что оно существует, по-моему нужно. Медицинский термин алголагния, достаточно долгое время использующийся, как синоним садомазохизма, теперь все чаще употребляется для одной из его форм – удовольствия по факту испытывания физической боли.
    (1.3) БД (BD) – Бондаж и дисциплина (Bondage & discipline). Термин “бондаж” имеет в контексте БДСМ значение любого ограничения свободы – от физического (связывание, наручники) до психологического (запреты, ограничение прав). Наиболее часто встречается его употребление как “связывание, сковывание”, однако нельзя забывать, что такое значение не единственное. Отдельного упоминания заслуживает используемая в ЛС Д/с (см 2.1) разновидность психологического ограничения – “рабство”. Термин “дисциплина” в контексте БДСМ используется в значении “система требований, воспитание” (приказы, наказания). Так называемые “игры с унижением партнера”, “аукционы рабов” и “имитации изнасилования”, фантазии на тему которых часто можно встретить в эротической и порнографической литературе, можно относить как к БД (на основании психологического и физического ограничения одним партнером другого и применении “наказаний”), так и к СМ (на основании причастности к “психологическому мазохизму”, который мы ранее договорились считать формой СМ). При практике БД в паре, тот, кого ограничивают (связывают, “наказывают”) называется bottom (нижний), а тот, кто ограничивает (связывает, наказывает) – Top (верхний). Для людей, склонных к перемене ролей в зависимости от ситуации (настроения) используют термин “свич” (switch). Впрочем, последние три термина являются верными для любых БДСМ-сцен или отношений, где Top – “ведущий”, играющий активную роль, bottom – ведомый, пассивную, а switch – ту или иную в зависимости от ситуации и желания.
    (1.4) Д/с (D/s) – Доминирование и подчинение (Dominance & submission). Отношения, основанные на временной (на время СМ или БД – сцены) или постоянной (на все время отношений) передаче одним человеком другому прав в отношении себя (power exchange). Человек, по психологическому складу склонный к подчинению в рамках таких отношений – саб (submissive), склонный подчинять, руководить – Дом (Dominant, Dominatrix/Domme – ж.р). Хочу особо отметить, что “Доминантность”, как и “сабмиссивность” – это психологические особенности конкретных людей, которые могут проявляться и вне Тематических отношений (действий). Говорить о причастности конкретного человека к БДСМ можно лишь на основании проявления (или склонности к проявлению) этих черт в каких-либо Тематических отношениях (действиях).
    (1.5) При общении и чтении специальной литературы следует четко понимать разницу между собственно межличностными отношениями в рамках Темы (которые могут как быть так и не быть Д/с-отношениями) и методами (действиями), используемыми в этих отношениях (СМ и БД). И, хотя все три понятия объединены в одно (БДСМ), человек не обязан проявлять интерес ко всем трем группам БДСМ-отношений (действий), чтобы относиться к сообществу БДСМ. Наиболее ярким примером могут служить bottom-бондажисты, которые часто не являются ни мазохистами, ни сабами. В связи с этим, не следует делать одной из самых распространенных ошибок – не следует считать любого садиста Домом, а любого мазохиста сабом. Также не следует торопиться с классификацией только на основании видимых проявлений. Одни и те же действия могут иметь различные причины и цели и поэтому относиться к разным областям БДСМ, несмотря на то, что выглядят похоже или даже одинаково. Поэтому, при попытке классифицировать тот или иной факт, нужно учитывать и мотивацию его возникновения в каждом конкретном случае.
    (1.6) В сообществе, с таким многообразием форм проявления, неизбежно встают вопросы сосуществования отдельных “течений” между собой. По этому поводу хочется отдельно подчеркнуть, что никакое направление БДСМ не является приоритетным перед другими. Любое из направлений имеет право на существование и не может сравниваться с другими по степени интересности, важности, значимости или на основании каких-либо других сравнительных критериев (кроме статистических). Сожаление вызывают только случаи неточных или неправомочных заявлений (мнений) конкретных людей о принадлежности к той или иной форме Тематических направлений, а также случаи распространения неточной или заведомо ложной информации о БДСМ. Также, я считаю категорически недопустимыми проявления неуважения к людям на основании их “ориентации” или “профиля”.
    (1.7) Добровольность (Consensuality) – не принужденное и не вынужденное согласие, обоюдное желание. Надеюсь, что взрослый здравомыслящий человек отдает себе отчет, что партнер может сказать “да” не только потому, что искренне хочет того же, что и вы, но и из нежелания обидеть отказом или осложнить отношения. Я лично могу представить только одну ситуацию, когда такое “согласие” можно считать достаточным. А именно: когда человек не имеет точного представления о том, что ему предлагается (в силу отсутствия опыта)на словах это объяснить трудно, демонстрация не грозит никакими вредными для его здоровья или психики последствиями.

При соблюдении этих трех условий, можно попробовать какие-то неэкстремальные формы БДСМ, желательно с использованием стоп-сигналов (safe-words) и при постоянном контроле за физическим и психологическим состоянием партнера.
    (1.8) Безопасность (Safety) – поскольку БДСМ-действия относятс к категории повышенного риска, обеспечение безопасности являетс основным требованием при их практике. Думаю, является очевидным, что такие вещи, как убийство (умышленное или неумышленное) или непоправимый вред здоровью (как физическому так и душевному), а также привлечение к БДСМ-практике несовершеннолетних – являются однозначно недопустимыми. Поэтому, единственной областью обсуждения и размышлений о безопасности в контексте БДСМ, являются границы допустимого воздействия, обеспечение их ненарушения и предотвращение опасных случайностей. На вопрос о допустимости того или иного воздействия, думаю, что каждый, практикующий какую-либо разновидность БДСМ, должен дать ответ в отношении себя сам, исходя из своего физического состояния, здоровья, психологических и моральных ограничений, этических норм и личных желаний. Кроме того, любые психические нарушения или психиатрический анамнез являются категорическими противопоказаниями к практике БДСМ. Не следует также забывать о сохранении имущественного, социального и юридического статуса партнеров, их общественного имиджа и конфиденциальности информации. Фото- и видеосъемки, обнародование любых документальных свидетельств БДСМ-практики, рассказы о конкретных людях или с использованием информации, однозначно на них указывающей – позволительны только с согласия всех участвовавших (упоминающихся) в них лиц. Публичные БДСМ-действия и ношение БДСМ-атрибутики, посещение БДСМ-клубов и вечеров должно быть строго добровольным.
    (1.9) Разумность (Sanity) – Прежде всего, следует четко представлять последствия любых своих действий в процессе БДСМ-сцен и отношений. Вариант “сделаем, а там посмотрим” при сколько-нибудь существенной вероятности риска для участников, является недопустимым. Кроме того, результат должен соответствовать средствам, затрачиваемым на его достижение, то есть воздействие на партнера должно быть адекватно желаемым результатам.
    (1.10) Все три принципа (добровольность, безопасность и разумность; далее – “принципы CSS”) должны соблюдаться неукоснительно. Именно их соблюдение четко отделяет БДСМ от проявлений агрессии, являющихся объектом интереса медицины (мании, психозы и т.п.) и криминалистики (изнасилования, рукоприкладство, т.н. “бытовой садизм” и т.п.).
    (1.11) Отдельным пунктом в вопросах разумности и безопасности является предотвращение распространения неточных сведений о различных аспектах БДСМ, а также сведений, использование которых неподготовленным человеком представляется опасным. Именно это соображение (а не скрытность или снобизм представителей экстремальных форм БДСМ) приводит к столь частым отказам обсуждать конкретные нюансы таких отношений публично или в случаях, когда подготовленность собеседника не кажется им достаточной. Я нахожу практику применения в этом вопросе принципов врачебной этики абсолютно оправданной и более того – желательной. И именно поэтому я еще раз прошу внимательно отнестись к формулировкам в данных материалах, и только убедившись, что вы точно представляете, о чем идет речь в одном фрагменте – переходить к следующему. На любые моменты, вызвавшие у вас какие-то сомнения, я готова дать пояснения и, при необходимости, дополнять материалы и уточнять формулировки, пока неоднозначность смысла любого высказывания в них не станет минимальной. И ни в коем случае не следует воспринимать какие-либо высказывания, как советы или рекомендации к повсеместному применению. Универсальных рецептов не бывает. Что именно стоит использовать в своей жизни и стоит ли использовать вообще – каждый человек должен решить самостоятельно.
    (1.12) К сожалению, сам факт наличия даже самых справедливых законов не гарантирует обязательное их выполнение. В отличие от государств, имеющих относительно отлаженный механизм контроля за соблюдением законности, неформальные сообщества (и сообщество БДСМ в том числе) таковым механизмом не располагают. Поэтому, единственное средство, которым могут воспользоваться БДСМ-организации и Клубы – поддержание на должном уровне этических и нравственных требований к людям, в них входящим, исключение из своего состава лиц, нарушающих его законы и обеспечение необходимого уровня информационного обеспечения по всем вопросам, связанным со спецификой практики БДСМ-форм, членам такого сообщества.

Лирическое отступление о любви и теориях

© Tris