Tris. ЛС Д/с (отношения в паре).
(4.1) Как было сказано ранее, ЛС Д/с – это отношения, основанные на полной передаче сабом прав в отношении себя – Доминанту. Существует много близких к ЛС форм, которые иногда относят к ЛС Д/с, однако они, зачастую, таковыми не являются. Классифицировать межличностные взаимоотношения очень непросто, ведь каждый конкретный случай – по сути, уникален. Такой критерий, как “полная передача прав”, часто не имеет визуально заметных проявлений и, наоборот, иногда видимое подчинение – не означает факта передачи прав (порой, даже частичной). Единственным достоверным критерием, поэтому, становится отношение самих партнеров к друг другу и к происходящему между ними.
(4.2) Вторым критерием для классификации ДС отношений, зачастую используют факт соблюдения (или несоблюдения) партнерами Кодекса. Коротко, Кодекс можно охарактеризовать как набор правил, обязательных к исполнению в ЛС Д/с отношениях. Общий Кодекс состоит из двух частей – “Кодекс Мастера” и “Кодекс раба”. Хочу особо подчеркнуть, что это не два разных Кодекса, а две части одного и обе они являются обязательными к исполнению партнерами (каждым – своей части). Каждое правило имеет за собой достаточно серьезные причины, чтобы быть внесенным в Кодекс, а не является капризом отдельных людей. Все вместе они обеспечивают максимальную безопасность отношений, а также помогают сохранять и поддерживать на высоком уровне состояние близости между партнерами. В разных БДСМ-Школах формулировки и сам набор правил могут несколько отличаться, но в целом они очень похожи. Когда (и если) в России появятся БДСМ-Клубы, думаю, появится и Кодекс “Русской Школы БДСМ”. Поэтому, проводить детальный анализ западных вариантов Кодекса мне кажется излишним, достаточно знать общие принципы его построения и значение его соблюдения в целом.
(4.3) Пожалуй, единственным визуальным символом отношений ЛС Д/с является ошейник, который Господин надевает на своего раба в момент окончательного согласия принять последнего под свою ответственность. Таким образом, ошейник является как бы аналогом обручального кольца в “обычных” отношениях и с использованием ошейника, как символа, в ЛС Д/с существует множество ритуальных и практических действий. Подробнее о значении ошейника и некоторых других ритуалов в ЛС Д/с – пойдет речь в следующей главе.
(4.4) Отдельно, в виду особой важности этого момента, хочу отметить, что за партнерами всегда остается право прекратить эти отношения на любом их этапе. Даже при полном отказе сабом от своих прав – право прекратить эти отношения у него есть всегда, даже если это его единственное право. Этим обеспечивается соблюдение основного принципа БДСМ – добровольности. Однако, следует помнить, что решение вступить в ЛС отношения – шаг очень серьезный и ответственный. Поэтому, чтобы еще раз подчеркнуть важность этого шага (и еще по ряду причин), в Кодексе существует пункт о том, что воспользоваться “правом на уход” саб может только однажды. Это не способ избегать наказаний и не метод давления на партнера – это только возможность прекратить сами отношения окончательно и без возможности вернуться к этому партнеру. В каждой, сколь-либо спорной ситуации, партнеры выбирают не между “делать или не делать что-то”, а между “сохранятся ли эти отношения или прекратятся навсегда”.
(4.5) Как ни странно, при видимом бесправии саба в отношениях ЛС Д/с – т.н. “рабы” являются, по сути, самой защищенной группой в вопросах соблюдения принципов CSS. Отношения “Господин-раб” – чуть ли не единственная форма БДСМ-отношений, в которых забота о безопасности и благополучии bottom является не просто желательной, а вменяется Top-у в обязанность. Принимая саба под свою ответственность, Доминант должен помнить, что принимает в свою собственность другую личность, а не предмет обстановки или игрушку для развлечений. Никакие права, полученные Доминантом от саба, не отменяют общечеловеческих норм Этики и порядочности, а только добавляют к ним еще ряд требований. Саб добровольно отказался обеспечивать безопасность и разумность отношений самостоятельно и эта обязанность целиком ложится на Доминанта за них обоих. Поскольку права, которыми саб наделяет Доминанта в этих отношениях, никак не ограничены “снизу”, единственное, что может гарантировать безопасность саба – это правильный выбор своего Господина. Поэтому, требования к специальной подготовке, навыкам в БДСМ-практике, ответственности за свои поступки, Этике и просто к порядочности Доминанта – в ЛС Д/с очень высоки. В сообществах, где есть БДСМ-Клубы, есть некоторая ощутимая гарантия, что все члены этого Клуба прошли специальную подготовку, психически и физически здоровы и понятие “честь Мастера” для них не пустой звук. Кроме того, у БДСМ-Клубов есть некоторые механизмы контроля за соблюдением необходимых норм в отношении людей, в этот Клуб входящими.
(4.6) Следует помнить, что даже отказавшись от своих прав на существование в социуме без стороннего руководства – саб остается индивидуальностью, со своим характером, привычками, желаниями и возможностями. В отношениях “Господин-раб” на Доминанта ложится ответственность не только за свои действия в отношении своего саба, но и за поступки их обоих в отношении общества, в котором они живут. Этим фактом, а также полученным от саба правом на разумную корректировку своей личности по усмотрению Доминанта, обусловленно право последнего на воспитательные мероприятия в отношении саба. Используемый иногда термин “дрессировка” лично мне кажется не слишком удачным, поскольку визуально как бы низводит саба до положения пусть и любимого, но животного. Термины “воспитание” и “обучение”, на мой взгляд, более точно отражают суть и смысл подобных действий и методов.
(4.7) В рамках воспитательных действий у Господина есть также право на “наказание” своего раба, если в таковом возникла необходимость. Еще раз хочу подчеркнуть, что в ЛС Д/с наказание не является способом получения удовольствия партнерами и уж тем более не является целью самих отношений. Это только воспитательная мера, реакция Господина на нарушение рабом каких-либо принятых в ЛС Д/с (и общечеловеческих) норм и целью наказания в ЛС Д/с является недопущение подобных проступков в будущем. На начальном этапе отношений, возможно, наказание будет применяться довольно часто, но по мере узнавания и сближения партнеров – оно может и полностью исчезнуть из их жизни, оставаясь лишь “потенциальной возможностью в крайнем случае”, а не повседневной практикой. При выборе способа наказания Доминант должен помнить о разумном соответствии тяжести проступка и воспитательного воздействия в связи с ним. Широко известный принцип – “прощение возможно только после наказания” – в ЛС Д/с говорит еще и о том, что ни один сколь-либо серьезный проступок раба не может быть оставлен Господином без соответствующей реакции. Наказание – не только право Господина в отношении своего раба, но и, зачастую, его обязанность перед социумом. Господин несет ответственность за поступки своего раба в отношении других людей и обязан принять меры к социально-адекватному поведению своего раба. Как дурно воспитанный ребенок становится позором для своих родителей, так и плохо воспитанный раб становится позором для своего Господина. В связи с осознанием обоими партнерами такого положения вещей, часто встречающееся утверждение – “провинившийся раб сам хочет быть наказанным” – означает не то, что раб совершает какой-то проступок ради получения наказания, а то, что он осознал неправомерность своего поступка и готов за него отвечать, т.е. своего рода покаяние и искупление. Кроме того сам факт, что Господин недоволен, сам по себе часто является достаточным наказанием для раба. Нежелание расстраивать своего Господина, как правило, является достаточным фактором для неповторения данного проступка в будущем.
(4.8) Вопросы адекватного определения границ допустимого воздействия на партнера в ЛС Д/с, на мой взгляд, являются одними из важнейших. Принимая ошейник, саб, по сути, отказывается от самостоятельного определения этих границ в отношении себя и решение этих вопросов становится целиком проблемой его Господина. При этом не стоит забывать, что саб принял ошейник этого конкретного Доминанта еще и потому, что всецело ему доверяет, т.е. (в числе прочего) готов выполнить любой приказ без обсуждения и не требуя обоснований. Дополнительным осложняющим фактором является и то, что в определенные моменты их отношений саб не будет иметь и физической возможности предотвратить какое-либо действие Господина в отношении себя (например, в состоянии subspace). Поэтому, несмотря на то, что раб передает своему Господину все права в отношении себя – это ни в коем случае не говорит о том, что Господин имеет право воспользоваться любым из полученных полномочий. Хотя при выборе Господина саб и стремится сократить вероятность недопустимого воздействия в отношении себя, полностью исключить этот риск он не сможет и факт передачи прав рабом Господину – означает и акт доверия, что Господин не нарушит границ разумности, безопасности и этики.
(4.9) Поскольку все мы живем в определенном социуме, со своими принципами, нормами и законами, порой возникают проблемы сосуществования социальных меньшинств (и БДСМ сообщества) с остальной частью этого социума. Поиск решения этих проблем, сохранение социального, делового и семейного статуса партнеров также всецело является обязанностью Доминанта. В каждом конкретном случае Господин обязан найти компромисс между личными требованиями (и нормами БДСМ) и требованиями, предъявлямыми партнерам обществом, в котором они живут. Поскольку довольно часто конфликт между этими требованиями происходит не из каких-то действительно существующих противоречий, а из-за недостаточной информированности окружающих о БДСМ-отношениях – предоставление заинтересованным сторонам объективной и точной информации также становится обязанностью Доминанта. Кроме того, соблюдение им самим общечеловеческих норм, принципов CSS и Этики является хорошим наглядным примером и порой лучше любых слов устраняет проблемы непонимания и неприятия обществом как БДСМ вообще, так и конкретных отношений данной пары.
(4.10) Помимо Кодекса, регламентирующего общие принципы жизни для ЛС пары, существует еще “Протокол”, т.е. свод правил поведения в ситуациях, часто возникающих в ЛС Д/с (и в жизни вообще). В отличие от Кодекса, Протокол не является обязательным к выполнению целиком. Из огромного числа предлагаемых пунктов каждая пара может отобрать те, которые подходят в их конкретном случае или дополнить свой личный Протокол новыми. Каждый пункт общего Протокола (как и Кодекса) – это обобщение многолетнего, если не многовекового, опыта других людей, и, по сути своей, Протокол является скорее советом, предлагаемым решением той или иной проблемы, чем приказом или законом.
(4.11) Особенности образа жизни людей, склонных к ЛС Д/с отношениям, как бы выделяют их в особую группу социального меньшинства. Помимо того, что человек всегда стремится к обществу себе подобных, подобными сообществами проще и быстрее решать многие проблемы отдельных людей, в него входящих, чем в одиночку. В условиях, когда государственные, общественные и другие структуры не могут помочь (а порой и мешают) решению каких-то проблем, связанных с ЛС Д/с, БДСМ-Клубы могут решать многие из таких проблемы самостоятельно, внутри данного БДСМ-сообщества. Более подробно о принципах и нормах существования в таких сообществах речь пойдет в одной из следующих глав.
© Tris